|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Все публикации . предыдущая публикация |
О настоящем
Стихи Ирины Ковалевой являют человека в культурном контексте
|
Ирина Ковалева. В прошедшем времени. М.: Журнал «Итака», журнал «Комментарии», 2002, 98 с.
В книгу сознательно отобраны стихи, написанные в этом странном, давно прошедшем времени в начале 80-х, когда весь так называемый андеграунд лежал глубоко «андер граунд», когда у поэтического слова были сотни тысяч восторженных поклонников, чьи восторги, впрочем, большею частью сводились к «во, дает!» или «эк, приложил!». Тем интереснее поглядеть сегодня на стихи той же эпохи, но абсолютно отрешенные от столь милой сердцу просвещенного восьмидесятника «социалки». Стихи Ирины Ковалевой являют человека не столько в истории, сколько в некоем культурном контексте, причем выбор этого контекста может оказаться не менее ответственным и напряженным, чем выбор гражданской позиции. Неброские на первый взгляд строки Ковалевой предстанут внимательному читателю сложной игрой аллитераций и созвучий, крепкой рифмовкой и изысканными культурными параллелями. Пожалуй, вот эта «гиперкультурность», излишне частая отсылка к высоким, но растиражированным образцам и есть в какой-то мере один из немногих недостатков книги, что, однако, искупается искренностью и свежестью поэтического взгляда (Здесь я оставлю тебя. Здесь слепое кончается зренье. / Ночь переходит в рассвет; я к нему приближаться не вправе. / Ты же иди и бестрепетен будь. Покидаемый, ave! / Ты ненадолго один: за тобою иной провожатый/ Послан уже и летит в колеснице крылатой. / Мне же призывно трехгорлая лает собака. / Долгой отлучкой разгневать боюсь повелителя мрака.). Тем более удивляет отсутствие инерции, поэтического «наката», пустых проговоров, которые столь в ходу у нынешних «культуроцентричных» авторов каждое стихотворение Ковалевой являет собой самостоятельную поэтическую задачу, решенную поэтическим же способом; такое жесткое самоограничение косвенно отбрасывает свой отсвет и на лирическую героиню Ковалевой, сообщая ее монологам изысканную сдержанность и внутреннее достоинство. Феномен редкий и в настоящее время, а если принять во внимание, когда именно написаны эти стихи... Да и столь излюбленное нынешними стихотворцами обращение к античности и впрямую, и опосредованно, через неоклассику (так, в одном из стихотворений Ковалевой явно просматривается отсылка к ахматовскому «...я тоже мраморною стану») в начале 80-х было если и не редким, то, во всяком случае, приятным исключением. Очень женственные, несмотря на эпизодическое обращение к мужскому лирическому двойнику, стихи Ковалевой работают на нюансах и полутонах, неярких красках и плавных эмоциональных переходах (...Мы все тебе снились во сне ледяном / Как здесь, на Покровке, Волхонке, Солянке/ Скребут по асфальту полозьями санки, / Лопатки и варежки держат в руках/ Серьезные дети в пуховых платках...). Внимание к деталям в сочетании с обращением к «знаковым» культурным символам и обеспечивают своеобразие поэзии Ковалевой, способствуя известному «отстранению» от изначально трагичного мировосприятия. В этом контексте неудивительно, что самое драматичное и одновременно жизнеутверждающее стихотворение книги носит название «Реквием» (Сердце тускнеет и пробует плач быстротечный / Свет бесконечный, / Я позабыла тебя, не узнала в окошке аптечном, / Запахе млечном, страхе запечном... / Как называли тебя на твоем языке безупречном?).
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|