|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Все публикации . предыдущая публикация |
Лица, собранные из времени
10.03.2008
Григорий Смолицкий
|
|
|
Муратханов В. Портреты. Стихи. М.: Изд-во Р. Элинина, 2005. Вадим Муратханов (р. 1974) до недавних пор был известен как один из наиболее интересных русских поэтов Ташкента; в настоящее время живет в Волжске. «Портреты» — первая его книга, вышедшая в России. В авторском предисловии Муратханов говорит о том, что этот сборник — «попытка запечатлеть реальных людей и животных, опирающаяся на приемы живописи, но в приложении к языковой фактуре» (с. 3). Сама по себе эта декларация не содержит ничего уникального. Стремление реализовать в поэзии приемы, характерные для современного изобразительного искусства, свойственно многим авторам. Интересен опыт Геннадия Айги в стихотворении «Казимир Малевич», где словами и линиями, образованными знаками тире, нарисована некоторая общая картина авангардного искусства XX в.:
город — страница — железо — поляна — квадрат: — прост как огонь под золой утешающий Витебск — под знаком намека был отдан и взят Велимир — а Эль он как линия он вдалеке для прощанья — это как будто концовка для Библии: срез — завершение — Хармс. Здесь так или иначе упомянуты и «Черный квадрат» Малевича, и Витебск Марка Шагала, и «Слово об Эль» Велимира Хлебникова, в котором буквы описываются на языке тригонометрии: «Эль — путь точки с высоты, / Остановленный широкой / Плоскостью». Однако соединение двух видов искусств у самого Муратханова можно наблюдать только в оглавлении, названном автором «Каталог». За названием стихотворения-портрета автор описывает его размер в сантиметрах, количество символов и стихотворный размер, названный техникой. «Батыр» — 9х5, 185 симв., верл. 5» или ««Григорий Хасанов» — 6.5х5.5, 212 симв., смеш. техн. 12» (с. 29). Сами же тексты, как и заявлено автором, изображают людей и животных (правда, единственный пример описания животных — стихотворение «Ласточки»). Однако предметом описания в «Портретах» становятся не столько внешние черты героев, сколько представления героя стихотворений (кажется, сквозного) об их характере, воспоминания о связанных с ними событиях. Наиболее интересны в стихотворениях Муратханова образы времени: именно образы, потому что в разных текстах они различны. Например, стихотворение «Батыр»:
Горел. Два раза был порезан. Ходил с простреленной рукой. И говорят, на нем немало «темных» дел. Вечерами на бревне от старого тутовника сутулится усталый и больной. Интересно, помнит он про нашу детскую драку? (с. 5) В этом коротком стихотворении — три временных пласта, или уровня. В первой строфе речь идет о недалеком прошлом, не известном размышляющему о Батыре. Потом идет настоящее, а два последних стиха уходят в очень далекое прошлое — в детство. В другом «портрете» — «Шишкин» (с. 6) речь идет только о настоящем героя («о прошлом — ни слова»). Однако он сам «словно только что вышел из прошлого», и его окружают предметы, с этим прошлым связанные. Шишкин «...носит с трудом / знаменитую синюю сумку». Надо полагать, что эту сумку он носит уже долго — с каких-то известных только ему и автору «портрета» времен. То же самое касается и «двух недописанных фривольных поэм», и «фирменной рыбы в духовке», которые, видимо, тоже фигурируют в жизни Шишкина очень давно. Воспоминания о докторе Краткове, уже покойном к моменту написания «портрета» и потому настоящего не имеющем, наталкивают автора на глубинные размышления:
Доктор Кратков, вырезавший мне гланды. Помню боль от твоих блестящих щипцов, смутно — руки в рукавах белоснежных и плечи, и совсем не помню лица. Где оканчивается твой путь: там, где камень стоит с полустертым портретом на гладкой поверхности, или там, в легко обозримом будущем, где последний пациент с удаленным тобою органом перестанет нуждаться в лечении?.. (с. 11) В конце Муратханов помещает «Автопортрет» (с. 28), который частично объясняет построение книги. С одной стороны — «каждое темное утро, / словно только что вышел из прошлого», то есть воспоминания окружают, но «память теперь на осколки распалась... отдаляется все на почтительное расстояние». Воспоминания лирического героя потеряли целостность, поэтому портреты «людей и животных» — это не просто лица, а некоторые сгустки воспоминаний, точнее — фрагменты, приобретающие значение символов.
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|