Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Лица, собранные из времени

10.03.2008
Григорий Смолицкий
        Муратханов В. Портреты. Стихи. М.: Изд-во Р. Элинина, 2005.
        Вадим Муратханов (р. 1974) до недавних пор был известен как один из наиболее интересных русских поэтов Ташкента; в настоящее время живет в Волжске. «Портреты» — первая его книга, вышедшая в России. В авторском предисловии Муратханов говорит о том, что этот сборник — «попытка запечатлеть реальных людей и животных, опирающаяся на приемы живописи, но в приложении к языковой фактуре» (с. 3).
        Сама по себе эта декларация не содержит ничего уникального. Стремление реализовать в поэзии приемы, характерные для современного изобразительного искусства, свойственно многим авторам. Интересен опыт Геннадия Айги в стихотворении «Казимир Малевич», где словами и линиями, образованными знаками тире, нарисована некоторая общая картина авангардного искусства XX в.:

        город — страница — железо — поляна —
        квадрат: — прост как огонь под золой утешающий Витебск
        — под знаком намека был отдан и взят Велимир
        — а Эль он как линия он вдалеке для прощанья
        — это как будто концовка для Библии:
        срез — завершение — Хармс.
       
        Здесь так или иначе упомянуты и «Черный квадрат» Малевича, и Витебск Марка Шагала, и «Слово об Эль» Велимира Хлебникова, в котором буквы описываются на языке тригонометрии: «Эль — путь точки с высоты, / Остановленный широкой / Плоскостью».
        Однако соединение двух видов искусств у самого Муратханова можно наблюдать только в оглавлении, названном автором «Каталог». За названием стихотворения-портрета автор описывает его размер в сантиметрах, количество символов и стихотворный размер, названный техникой. «Батыр» — 9х5, 185 симв., верл. 5» или ««Григорий Хасанов» — 6.5х5.5, 212 симв., смеш. техн. 12» (с. 29).
        Сами же тексты, как и заявлено автором, изображают людей и животных (правда, единственный пример описания животных — стихотворение «Ласточки»). Однако предметом описания в «Портретах» становятся не столько внешние черты героев, сколько представления героя стихотворений (кажется, сквозного) об их характере, воспоминания о связанных с ними событиях. Наиболее интересны в стихотворениях Муратханова образы времени: именно образы, потому что в разных текстах они различны.
        Например, стихотворение «Батыр»:

        Горел. Два раза был порезан.
        Ходил с простреленной рукой. И говорят, на нем
        немало «темных» дел.
       
        Вечерами на бревне от старого тутовника
        сутулится усталый и больной.
        Интересно, помнит он
        про нашу детскую драку?
        (с. 5)
       
        В этом коротком стихотворении — три временных пласта, или уровня. В первой строфе речь идет о недалеком прошлом, не известном размышляющему о Батыре. Потом идет настоящее, а два последних стиха уходят в очень далекое прошлое — в детство.
        В другом «портрете» — «Шишкин» (с. 6) речь идет только о настоящем героя («о прошлом — ни слова»). Однако он сам «словно только что вышел из прошлого», и его окружают предметы, с этим прошлым связанные. Шишкин «...носит с трудом / знаменитую синюю сумку». Надо полагать, что эту сумку он носит уже долго — с каких-то известных только ему и автору «портрета» времен. То же самое касается и «двух недописанных фривольных поэм», и «фирменной рыбы в духовке», которые, видимо, тоже фигурируют в жизни Шишкина очень давно. Воспоминания о докторе Краткове, уже покойном к моменту написания «портрета» и потому настоящего не имеющем, наталкивают автора на глубинные размышления:

        Доктор Кратков,
        вырезавший мне гланды.
        Помню боль от твоих блестящих щипцов,
        смутно — руки в рукавах белоснежных и плечи,
        и совсем не помню лица.
       
        Где оканчивается твой путь:
        там, где камень стоит
        с полустертым портретом
        на гладкой поверхности,
        или там, в легко обозримом будущем,
        где последний пациент
        с удаленным тобою органом
        перестанет нуждаться в лечении?..
        (с. 11)
       
        В конце Муратханов помещает «Автопортрет» (с. 28), который частично объясняет построение книги. С одной стороны — «каждое темное утро, / словно только что вышел из прошлого», то есть воспоминания окружают, но «память теперь на осколки распалась... отдаляется все на почтительное расстояние». Воспоминания лирического героя потеряли целостность, поэтому портреты «людей и животных» — это не просто лица, а некоторые сгустки воспоминаний, точнее — фрагменты, приобретающие значение символов.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service