Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Новый чужой
О «Рассеянной массе» Михаила Айзенберга

16.02.2008
Коммерсантъ Weekend, 15.02.2008
2008, №5 (51)
        У Михаила Айзенберга, одного из ключевых авторов современной русской поэзии, лауреата премии Андрея Белого (2003), вышла новая книга стихов «Рассеянная масса» — шестая, если считать от первопечатного «Указателя имен» (1993), и двенадцатая, если помнить, что «Указатель» был наполовину построен из материала шести книг, написанных и не напечатанных в 1970-1980-х годах (стихи из них печатались в сам- и тамиздате).
        Общая начиная с 1950-х годов для неподцензурной поэзии ситуация — советский мир чужд, прерванная традиция недоступна, поэзия невозможна — эта ситуация в стихах Айзенберга превратилась в качество самого голоса, в его фрагментарность, внутреннюю разорванность; превратилась в напряженную внимательность почти безнадежного вслушивания-ожидания.
        Часто относимые к Айзенбергу формулы «поэт и критик», «поэт и эссеист» своим грубым «и» заслоняют единство авторской позиции. И в его статьях о чужой поэзии (собранных в книги «Взгляд на свободного художника» (1997) и «Оправданное присутствие» (2004)), и в очерках о людях 1970-х годов («Контрольные отпечатки» (2007)) мы находим то же сосредоточенное вслушивание, только в прозе оно неизбежно приводит к какому-то «вот оно» (чужое стихотворение, другой человек, его жест или фраза), а в стихах оказывается особым — почти самодостаточным — состоянием.
        К концу 1990-х годов в стихах Айзенберга ожидание сменилось отказом, вместо финальной паузы все чаще произносилось твердое нет — и вдруг в книге «В метре от нас» (2004) в его поэзии началась перемена, теперь в «Рассеянной массе» выяснившаяся окончательно. Голос целиком высвободился из-под власти чуждого мира и легко парит на некоторой дистанции и от мира, и от самого говорящего — «человек», «жилец» и другие безличные обороты почти окончательно вытеснили «я». Но и мир из привычно-чуждого стал чужд по-новому: «Признаки тихого наводнения./ Перерождение мер и весов./ Прожили век, а такого не видели./ Надо все начинать с азов. Новизна эта довольно пугающая: Вдруг приходит новый, действительно новый день -/ как гигант, готовый вырубить лес.../ Мельницей ходят широкие рукава./ Невредимы мельницы-исполины./ В окне появляется голова/ человека, сделанного из глины».
        Для чтения современной поэзии необходимо — нет, не знакомство с ее языком, который нельзя узнать заранее, который постоянно обновляется, дробится и узнается только в самом чтении-слушании, необходимо другое: нужно самому уже иметь какую-то мысль о своей жизни — не умственную, а самую простую или случайную, но мысль. Потому что современные стихи соотносятся не с вашими чувствами или впечатлениями, а с вашей мыслью о собственной жизни. Не заменяют эту мысль своей, а вашей же собственной мысли дают силу и голос.
        Если читатели-выходцы из прежнего мира видят в стихах «Рассеянной массы» отчет о своей невключенности в новый мир, то новые читатели — часть нового мира — узнают в них свою внутреннюю разрезанность. Пространство поэзии Айзенберга впервые становится целиком внутренним пространством именно для них. Они узнают себя не только в «жильце», но и в «человеке, сделанном из глины». И именно для них витающий между «жильцом» и миром, замирающий и возобновляющийся голос стихов Айзенберга становится собственным голосом.
        М.: Новое издательство, 2008


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт
13.01.2018
О книге Михаила Айзенберга «Справки и танцы»
Лев Оборин
13.01.2018
О книге: Михаил Айзенберг. Справки и танцы. – М.: Новое издательство, 2015
Алексей Конаков

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service