|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Все публикации . предыдущая публикация |
Новый чужой
О «Рассеянной массе» Михаила Айзенберга
|
У Михаила Айзенберга, одного из ключевых авторов современной русской поэзии, лауреата премии Андрея Белого (2003), вышла новая книга стихов «Рассеянная масса» — шестая, если считать от первопечатного «Указателя имен» (1993), и двенадцатая, если помнить, что «Указатель» был наполовину построен из материала шести книг, написанных и не напечатанных в 1970-1980-х годах (стихи из них печатались в сам- и тамиздате). Общая начиная с 1950-х годов для неподцензурной поэзии ситуация — советский мир чужд, прерванная традиция недоступна, поэзия невозможна — эта ситуация в стихах Айзенберга превратилась в качество самого голоса, в его фрагментарность, внутреннюю разорванность; превратилась в напряженную внимательность почти безнадежного вслушивания-ожидания. Часто относимые к Айзенбергу формулы «поэт и критик», «поэт и эссеист» своим грубым «и» заслоняют единство авторской позиции. И в его статьях о чужой поэзии (собранных в книги «Взгляд на свободного художника» (1997) и «Оправданное присутствие» (2004)), и в очерках о людях 1970-х годов («Контрольные отпечатки» (2007)) мы находим то же сосредоточенное вслушивание, только в прозе оно неизбежно приводит к какому-то «вот оно» (чужое стихотворение, другой человек, его жест или фраза), а в стихах оказывается особым — почти самодостаточным — состоянием. К концу 1990-х годов в стихах Айзенберга ожидание сменилось отказом, вместо финальной паузы все чаще произносилось твердое нет — и вдруг в книге «В метре от нас» (2004) в его поэзии началась перемена, теперь в «Рассеянной массе» выяснившаяся окончательно. Голос целиком высвободился из-под власти чуждого мира и легко парит на некоторой дистанции и от мира, и от самого говорящего — «человек», «жилец» и другие безличные обороты почти окончательно вытеснили «я». Но и мир из привычно-чуждого стал чужд по-новому: «Признаки тихого наводнения./ Перерождение мер и весов./ Прожили век, а такого не видели./ Надо все начинать с азов. Новизна эта довольно пугающая: Вдруг приходит новый, действительно новый день -/ как гигант, готовый вырубить лес.../ Мельницей ходят широкие рукава./ Невредимы мельницы-исполины./ В окне появляется голова/ человека, сделанного из глины». Для чтения современной поэзии необходимо — нет, не знакомство с ее языком, который нельзя узнать заранее, который постоянно обновляется, дробится и узнается только в самом чтении-слушании, необходимо другое: нужно самому уже иметь какую-то мысль о своей жизни — не умственную, а самую простую или случайную, но мысль. Потому что современные стихи соотносятся не с вашими чувствами или впечатлениями, а с вашей мыслью о собственной жизни. Не заменяют эту мысль своей, а вашей же собственной мысли дают силу и голос. Если читатели-выходцы из прежнего мира видят в стихах «Рассеянной массы» отчет о своей невключенности в новый мир, то новые читатели — часть нового мира — узнают в них свою внутреннюю разрезанность. Пространство поэзии Айзенберга впервые становится целиком внутренним пространством именно для них. Они узнают себя не только в «жильце», но и в «человеке, сделанном из глины». И именно для них витающий между «жильцом» и миром, замирающий и возобновляющийся голос стихов Айзенберга становится собственным голосом. М.: Новое издательство, 2008
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|