Виктор Кривулин
Вместо некролога

Михаил Эпштейн
Трудно сказать, кем был Виктор Кривулин. Прежде всего, поэтом, но также прозаиком, эссеистом, публицистом, критиком, политиком, аналитиком, тактиком, стратегом. Он был многим для многим людей: другом, советчиком, подстрекателем, вдохновителем, вопрошателем, собеседником, собутыльником, помощником, посредником, собирателем. Его духу было тесно не только в оболочке данного тела, но и данного индивида – он был целой командой людей, которые день и ночь что-то сочиняли, с кем-то разговаривали, кого-то учили, за что-то брали ответственность, с кем-то соглашались, а с кем-то размежовывались.

Эта команда не имела никакого статуса, формы, институции – это была чистая энергия, толкотня импульсов, сигналов, медитаций, которая упругими вибрациями передавалась окружающим. Вокруг Вити всегда было многолюдно, потому что многолюдство жило в нем самом. Он создал мощную надстройку над своей личностью, как личность его была мощной надстройкой над телом: это здание, тремя уступами-этажами возносящееся над самим собой, было образцом пропорциональной человеческой архитектуры. Само имя его содержало в себе оксиморон, потому что, вдобавок к удручающе-предсказательной фамилии, оно содержало в себе витальность и победительность: Витя, Виктор.

И при этом, воплощение многолюдства, он оставался самим собой, неправильным, неисправимым одиночкой, петербуржской причудой, одним из фантомов-умыслов этого самого умышленного города на свете. Немного мистик, немного мистификатор. Сочинитель, студент, щеголенок, гоголек, бубенец. Только не гонимый взашей, а как бы ушибленный веком, тяжело его за собой волочащий, как непослушную ногу, – и в этом смысле чело своего века. Фигурка серебряного века, дрожащая и полузагнутая, как тонкая фольга, приклеенная к веку чугуна и стали.

Он не был собирателем русской земли – он был собирателем русской культуры. А культура – это страна отзывчивых одиночек, и чтобы ее собирать, делать более гулкой, резонансной, просторной, нужны именно такие одиночки, вокруг которых люди не сплачиваются, но соприкасаются. Он не был дирижером – он был камертоном: настройщиком разлаженных струн.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service