Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Ксения Атарова
Не о писательских талантах

12.08.2007
Александр Самойлов
Ex Libris НГ, 20.09.2001
Досье: Ксения Атарова
        Ксения Атарова. Вчерашний день. Вокруг семьи Атаровых-Дальцевых. – М.: Радуга, 2001, 424 с.

        Надо, хотя и не хочется, начать с того, что книга Ксении Атаровой не похожа на обычные мемуары. Надо, потому что это действительно так, а не хочется, потому что не хочется. Давно, и справедливо, отмечено, что мемуарист больше говорит о себе, даже если не желает этого. Его выдают слова и знаки препинания. Но в этой книге нет обыкновенного мемуарного дыхания. Может быть из-за того, что здесь собраны воспоминания не только самой Ксении Атаровой, но и ее деда Зиновия Дальцева, бывшего в 30-е годы директором Театра Революции, а затем Малого театра, ее родителей – писателей Николая Атарова и Магдалины Дальцевой, и даже людей вроде бы посторонних, например, шофера отца. Но скорее всего дело в той особенной и, увы, редкой интонации, которая возникает при нормальном разговоре: «О писательских талантах Берды Мурадовича ничего сказать не могу – не знаю, не читала, – а вот как человек Кербабаев был прелестный старик, с чисто восточным достоинством и обаянием». Да что там Кербабаев, Ксения Атарова, и это, уверен, отметит всякий, признается в том, что она не читала и главной книги своего отца – «Повесть о первой любви».
        Странно это? Возможно. «Я писала о нем, как та девочка-подросток, которую он учил играть в шахматы и на бильярде, танцевать танго и фокстрот. Я не знаю, каким он был депутатом, и не хочу анализировать оставшиеся после него художественные тексты». Впрочем, и сам писатель Атаров сознавал, что войти при жизни в Краткую Литературную Энциклопедию – не значит остаться в ней после смерти.
        Эта книга написана людьми, которые считали, что всякая жизнь заслуживает внимания. Не сожаления, не восхищения, а внимания. Время в книге начинается с 80-х годов позапрошлого уже века и, лишь начав жить в этом времени, видишь то, что можно увидеть только лицом к лицу: «Я видел обгорелых людей: голое черное, розовое и желтое. Они держали руки, как на подвесках. Издали казалось, будто им не больно. Только вблизи: глаза, и дрожь всего лица, щек». Это из записной книжки Николая Атарова времен войны.
        Атарова не просто выбрала из своего архива любопытные воспоминания и документы. Ее голос – голос не комментатора, подводящего итоги, а собеседника, которого итоги интересуют мало. Просто – фотографии из альбома: вот это Багрицкий, это Галич, а это дедушка репетирует роль, знать бы еще какую. И поэтому, наверное, книга так удачно проиллюстрирована. У некоторых людей позабыты (да и были ли они известны?) имена, остались только лица. А вот письма: Чуковского и Поли Жуковой из Русинова. И о втором письме (конечно же!) разговоров куда больше, чем о первом.
        В книге «Вчерашний день» мертвые не хватают живых, потому что там нет мертвых. Ведь вчерашний день – это когда все еще живы.


  следующая публикация  .  Ксения Атарова

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service