Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Ночная пряжа

12.02.2009
Дмитрий Равинский
        Елена Елагина. Нарушение симметрии. Книга стихов. Urbi: Литературный альманах. Выпуск 21. СПб.: АО «Журнал «Звезда», 1999. 112 с.
        В наши переменчивые времена обращает на себя внимание та спокойная целеустремленность, с которой группа энтузиастов выпускает никак не рассчитанные на коммерческий успех литературные сборники, объединенные общим заглавием Urbi. Последний из этих сборников (21-й по сквозной нумерации и 2-й — после сборника стихов А. Пурина «Архаика» — в серии «Новый Орфей») издатели Владимир Садовский и Кирилл Кобрин предоставили творчеству известного петербургского поэта Елены Елагиной. Хотя Елагина в поэзии отнюдь не новичок (не принадлежа к андеграунду в строгом, уже историческом, смысле слова, она — из тех, кому дорога к широкому читателю открылась только после радикальных перемен в общественной атмосфере), но новая, вторая, книга для нее — возможность не просто отразить определенный этап творчества. Это очередной шанс разгадать судьбу, преобразовать в творческий порядок сумятицу быта.
        Какую же симметрию нарушает книга Елагиной? Ответ вроде бы напрямую дан в строках второго стихотворения из цикла «Между совой и жаворонком»:

        ...Сколько раз я с любовного ложа ночью
        Убегала в словесную каменоломню,
        Потому что в отличье от той, двуполой,
        Схватки с заданным Богом ночным исходом,
        Сам не знаешь, чем полнится с виду полый
        Сей сосуд скудельный с растущим словом,
        Накреняющим, как ладью на море,
        Все подряд, включая сиянье кумира,
        И совсем другая течет love story,
        Нарушая симметрию мира.

        Конечно же, это мотив, крайне важный для поэта. Но, думается, смысл заглавия книги лежит гораздо глубже, отражая саму сущность лиризма Елагиной. Она любит (во всяком случае, направленно отбирает) ситуации и положения неустойчивые, неопределенные, своего рода ничейную землю существования. Это и часы бессонницы «между совой и жаворонком», и, на мой взгляд, очень точный и емкий образ «ночной пряжи» — той, что Пенелопа, ожидая мужа, пряла днем, а по ночам распускала сотканное полотно. Собственно, сам «дом и крепость» поэта разместился в этом исчезающе-хрупком мире:

        ...Жизнь летит среди прочего сора трамвайным билетом вчерашним,
        Подступает к гортани крупом, как водится, ложным,
        Набегает волной, изменчивой, но регулярной,
        Что ж, качай меня или за борт швырни — как знаешь.
        Этот слой тонюсенький, слабый, молекулярный,
        Этот гумусный, не пойми какой, промотаешь,
        Как наследство свое мифическое, не заметив
        Утоньшения нити и прочих сигналов грозных...

        Для Елагиной это, очевидно, главный жизнестроительный принцип, соответствующий устройству ее вселенной:

        Не попадая в тон, как в ноту музыкант,
        Как живописец в цвет и как стрелок в тарелку,

        Как в оторочку вдруг не попадает кант,
        Как пьяный машинист не попадает в стрелку,
        Не попадая в жизнь, а уж тем паче в смерть...

        Она и героев своих выбирает из этого межеумочного мира: если ангел, то — фарфоровый, если «голубка, палома моя», то — дулевская птичка. И еще один сильный образ из того же ряда — «радио для глухонемых»:

        Божья любовь для нас все равно что радио для глухонемых —
        Вибрацию разве что слабую ощутишь дактилоскопическим узором...

        Очень не хочется всуе употреблять здесь такие слова, как постмодернизм и прочие «пост». Для Елагиной это никакие не палимпсестные игры, а естественный, органичный подход к миру. И вот в чем мне видится ключ к пониманию ее поэзии. Елагина — поэт петербургский. Сегодня это понятие изрядно опошлилось, приобретя едва ли не китчевый оттенок. Но у Елагиной «петербуржскость» — не в привычном ассортименте реалий и не в «аристократических» ностальгии и пассеизме, а в самом дыхании стиха, в ее любимом пятистопном анапесте, в «ветре с залива», в специфически-питерских сквозняках, во всей «метеорологии» ее поэзии. И главный, определяющий мотив книги, за-крепленный в ее названии, — тоже петербургский. Вопреки расхожим представлениям, не симметричный классицизм, а туманная изменчивость и болотная зыбкость определяют духовную атмосферу нашего фантасмагорического города. Вот поэтому, если говорить о сближениях и влиянии, для меня стихи Елагиной ассоциируются прежде всего с творчеством Иннокентия Анненского. Именно у него петербургская бессонница каким-то сложным контрапунктом сочеталась с античными и библейскими реминисценциями (а этот слой в стихах Елагиной очень существен), и мир зыбких, трудно уловимых образов «нарушал симметрию» классической поэзии. «Фарфоровый ангел» и «дулевская палома» Елагиной — в одном ряду со «стальной цикадой» Анненского. Вот поэтому-то печальная муза Елены Елагиной не оставляет чувства безнадежности и пустоты.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service