Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Михаил Гробман
О книге Михаила Гробмана "Левиафан"

16.02.2008
Еженедельный журнал, № 40, 11 октября 2002
Досье: Михаил Гробман
Михаил Гробман. Левиафан. Дневники 1963-1971 годов. М.: НЛО, 2002

Михаил Гробман давно не живет в России — он эмигрировал из Советского Союза в Израиль в 1971 году и с тех пор стал одним из известнейших израильских художников. Изданная в Москве книга «Левиафан» представляет собой собрание дневников Гробмана с 1963 года до момента отъезда из Москвы в эмиграцию.

Гробман принадлежал к поколению так называемого Второго русского авангарда – неофициального искусства, возрождавшего и развивавшего в СССР традиции авангарда Первого — радикального российского искусства начала ХХ века и первых послереволюционных лет. Его дневники запротоколировали возникновение и развитие круга неофициальных художников и литераторов в двух столицах периода хрущевской оттепели. Сухой канцелярский термин «протокол» применительно к дневникам Гробмана более чем уместен — перед нами синхронный событиям текст, всецело сосредоточенный на внешней, бытовой канве жизни и сохранивший великое множество деталей и мелочей. (См., например, запись 1968 года: «Ирка поехала к Эдику Лимонову — он сшил ей экстравагантное платье из кружева, очень короткое, красивое, черное с золотой подкладкой».) Указатель упоминаемых в книге имен занимает более тридцати страниц, указывая на бесценность дневникового текста для будущего и сегодняшнего историка.

Однако было бы несправедливо и однобоко рассматривать книгу Гробмана лишь как историческое свидетельство — пусть и в высшей степени любопытное. Напомним, что Михаил Гробман — один из первых российских концептуалистов, один из соратников и друзей Ильи Кабакова, неоднократно упоминаемого в книге и сделавшего «московский концептуализм» классикой мирового актуального искусства. И жест Гробмана, выпустившего свои дневники в Москве, также исполнен смысла, становящегося прозрачным именно в контексте работы концептуалистов по архивации и тотальной инвентаризации ушедшей советской действительности. Работы, предпринимавшейся, по словам Кабакова, в страхе и надежде на то, что «одного тебя не возродят, а если нас будет много, то возродят... всех возродят скопом».

Энергия текста, аккумулирующего тысячи имен людей, книг, улиц, мелочей быта, преодолевает инерцию забывания. Укротив Левиафана, олицетворяющего хаос бытия, Михаил Гробман доказал, что подлинный музей для современного художника способен выстроить и он сам.


  следующая публикация  .  Михаил Гробман

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service