Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
О книге Михаила Гробмана "Левиафан"

16.02.2008
Еженедельный журнал, № 40, 11 октября 2002
Михаил Гробман. Левиафан. Дневники 1963-1971 годов. М.: НЛО, 2002

Михаил Гробман давно не живет в России — он эмигрировал из Советского Союза в Израиль в 1971 году и с тех пор стал одним из известнейших израильских художников. Изданная в Москве книга «Левиафан» представляет собой собрание дневников Гробмана с 1963 года до момента отъезда из Москвы в эмиграцию.

Гробман принадлежал к поколению так называемого Второго русского авангарда – неофициального искусства, возрождавшего и развивавшего в СССР традиции авангарда Первого — радикального российского искусства начала ХХ века и первых послереволюционных лет. Его дневники запротоколировали возникновение и развитие круга неофициальных художников и литераторов в двух столицах периода хрущевской оттепели. Сухой канцелярский термин «протокол» применительно к дневникам Гробмана более чем уместен — перед нами синхронный событиям текст, всецело сосредоточенный на внешней, бытовой канве жизни и сохранивший великое множество деталей и мелочей. (См., например, запись 1968 года: «Ирка поехала к Эдику Лимонову — он сшил ей экстравагантное платье из кружева, очень короткое, красивое, черное с золотой подкладкой».) Указатель упоминаемых в книге имен занимает более тридцати страниц, указывая на бесценность дневникового текста для будущего и сегодняшнего историка.

Однако было бы несправедливо и однобоко рассматривать книгу Гробмана лишь как историческое свидетельство — пусть и в высшей степени любопытное. Напомним, что Михаил Гробман — один из первых российских концептуалистов, один из соратников и друзей Ильи Кабакова, неоднократно упоминаемого в книге и сделавшего «московский концептуализм» классикой мирового актуального искусства. И жест Гробмана, выпустившего свои дневники в Москве, также исполнен смысла, становящегося прозрачным именно в контексте работы концептуалистов по архивации и тотальной инвентаризации ушедшей советской действительности. Работы, предпринимавшейся, по словам Кабакова, в страхе и надежде на то, что «одного тебя не возродят, а если нас будет много, то возродят... всех возродят скопом».

Энергия текста, аккумулирующего тысячи имен людей, книг, улиц, мелочей быта, преодолевает инерцию забывания. Укротив Левиафана, олицетворяющего хаос бытия, Михаил Гробман доказал, что подлинный музей для современного художника способен выстроить и он сам.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service