Мой герой — городской бездельник
Интервью с Александром Снегирёвым

Беседу вела Татьяна Ковалёва
Культура
№47 (7608), 29 ноября — 5 декабря 2007
Досье: Александр Снегирёв
– Александр, когда и почему вы начали писать?

– Я писал всегда, как только научился этому. По диплому я – политолог, но на самом деле меня увлекает литература и история искусств. Мне нравится заново переживать с помощью слова и художественных образов то, что видел, слышал, испытывал. Сначала я описывал все ощущения без разбора, потом стал анализировать написанное, рассматривать события с разных позиций. Подстегнула и награда. Подобно большинству, я был убежден в невозможности получения у нас какой-либо премии человеком с улицы. Но ради смеха все-таки послал свой рассказ по e-mail. «Дебют» явился для меня невероятным сюрпризом, если не чудом. Я поверил, что мои опусы интересны не только узкому кругу друзей, а людям, которые меня совершенно не знают. Жюри возглавлял Евгений Попов. Я очень благодарен «Дебюту» за встречу с этим современным Хармсом.

– Мечтаете стать знаменитым?

– Приятно, что вышла книжка в «Лимбусе». Здорово, что о ней написали в газетах. Но это не самоцель. Как любому автору, мне интересен грамотный, профессиональный разбор текста, что не всегда встречается в СМИ. Вот я отслеживаю статьи о книге в Интернете. Критика – полезная вещь, но иногда в ней сквозит высокомерие, какие-то собственные проблемы рецензента, его взаимоотношения с теми, о ком он пишет. Хотя чаще всего люди обращаются к этим статьям или заметкам, чтобы узнать, что почитать.

– Вы много читаете?

– Я запоем читал до 18 лет. Потом была пауза. Сейчас опять не расстаюсь с книгой. Сказки Пушкина, на которых вырос, с наслаждением читаю до сих пор. Преклоняюсь перед языком Гоголя и его умением передать атмосферу в своих сочинениях. У Грэма Грина есть любимое мной «Путешествие с тетушкой». Вот взялся за Исаака Башевиса Зингера, который часто повторяется, но пишет здорово и романтично. Отличный писатель, безусловно, Пелевин. Люблю первые вещи Сорокина.

– На Форуме молодых писателей в Липках вы ратовали за то, чтобы писать о «дольче вита». Нет желания самому освоить эту тему?

– В Липках мне хотелось подчеркнуть, что у нас по-прежнему принято эксплуатировать тему бедности, наверное, это от советского воспитания. Но ведь глупо игнорировать другие стороны бытия. Жизнь ярка и многогранна. И сегодня просто комично лить слезы над благородной нищетой и презирать Рублевку. По-моему, хорошо, что Оксана Робски, столь ругаемая всеми, заговорила об этом. Думаю, сама она прекрасно понимает, что ее тексты – не литература высокого порядка. Но она востребована и, значит, нужна читателям. Специально писать о роскоши, с которой я плохо знаком, не буду. Но если вдруг эта роскошь будет меня окружать, – почему бы и нет. По-моему, задача хорошего писателя – обратить внимание читателей на красоту в широком смысле. Вокруг полно всего неожиданного и парадоксального, а люди этого не замечают. Они сидят дома перед телевизором и жалуются на скуку. Это сродни тому, когда имеешь хорошие продукты, но не знаешь, что из них приготовить. И если мне в голову пришла пара неплохих рецептов, почему бы не поделиться с другими. На днях я получил ценный совет: как увидеть «замылившийся» текст, над которым работаешь, по-новому. Оказывается, нужно поменять шрифт. Думаю, сработает.

– Каким вам видится герой нашего времени?

– У кого-то популярны герои Прилепина. Обеспеченные и не очень девушки под 40 зачитываются Оксаной Робски, мечтая, как героини ее романов, встретить миллионера. Есть «героическая» проза, где действуют несколько диковатые, крепкие молодцы без лоска и шарма... Многим нравятся герои фильма «9 рота». Лет в 18 у меня также мелькала хэмингуэевская тяга к войне, которую должен пройти каждый мужчина. Но поскольку помимо боевых действий в нашей армии полно всяких малоприятных проблем, это желание быстро рассеялось. И как школа жизни армия меня не привлекала. Тема войны для литературы, на мой взгляд, очень опасна. Война – слишком яркая краска. Надо быть ОЧЕНЬ большим художником, чтобы не скатиться в пафос и клише. Мой герой – городской житель 24 – 30 лет, без определенного рода занятий. Таких становится все больше. Я с любопытством наблюдаю за знакомыми ребятами, которые ничем не занимаются: мне такие городские бездельники крайне любопытны с художественной точки зрения. В то же время большая часть молодых активно делает карьеру. Знакомые иностранцы удивляются: у вас отделами в банках и нефтяных компаниях руководят неоперившиеся юнцы! У них-то на такие должности без солидного стажа не берут...

– Вы находите свои темы и сюжеты в обыденности?

– У меня как-то так складывается, что я ничего специально не предпринимаю. Бог не жалеет для меня событий. В моей жизни и драм предостаточно, и праздников. Еще много путешествую, что дает какие-то новые впечатления, казусы, встречи...

– В романе «Как мы бомбили Америку» заокеанский дух передан вполне осязаемо...

– Россия и Америка, как две красавицы-сестры, похожие друг на друга и потому постоянно ссорящиеся из-за женихов и наговаривающие друг на друга. В Америке очень мощная культура. И литература серьезная, и живопись и кинотрадиции завидные. Разговоры о бедности американской истории могут позволить себе только дилетанты. Я, например, месяц провел в городе, который старше Питера лет на пятьдесят. Если быть внимательным, захватывающе интересна любая страна. Вот я недавно прочел высказывание Ольги Свибловой, что в Москве есть энергия, а в Риме ее нет. Но, очутившись в Вечном городе, даже за время очень сумбурного и краткого визита быстро убедился в обратном. Особая душа и богатые характеры – они всюду. В благоустроенной Европе ощутим некий застой, но ведь и у нас не рывок. Зато какие там впечатляюще изощренные архитектура, живопись! А именно искусство обладает энергией с большой буквы.

– Невзирая на фразы типа «Бог – крутой чувак» и рассуждения, за сколько стоит продать душу дьяволу, ваши герои производят впечатление ребят совестливых и вовсе не поверхностных...

– Меня отношения с Богом волнуют сильно. Я пришел к тому, что Бог есть во всем, и попытался искренне об этом написать в новом романе «Нефтяная Венера». Предыдущие мои вещи более фривольные. Я даже немного опасаюсь, как новая книга будет воспринята.

– Вам нравится наше время?

– Да. Отличное время, смена сезонов. Уж и не помню, сколько их сменилось. И безделье, а вернее – наличие досуга, о котором я говорил выше, рано или поздно обеспечит взрыв искусства. Потому что обязаловка на работе отнимает и время, и силы, парализует фантазию. Ведь кто наши большие писатели? Те, кто мог себе позволить ни черта не делать. Даже будучи в основном разоренными помещиками, прожиточный минимум они в той или иной степени имели. И нынче, получив в наследство квартиру от любимой бабушки и сдав ее за приличную сумму, можно не пропивать деньги, а сесть и написать первое предложение. И главное, что это сильно затягивает.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service