Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Между карликом и великаном

07.04.2009
Сергей Некрасов
Книжное обозрение
№27-28 (2089-2090), 2006
«Русский Гулливер» – необычная серия. Она задумана и реализована как своего рода образец, «гамбургский» эталон издания современной литературы. Строгий и умный дизайн, качественная полиграфия здесь так же уместны, как и претензии на «восстановление культурной иерархии с приоритетами художественности и духовного поиска». В этой фразе совсем нет рисовки, отсылки к иерархиям формальным. Речь идет об иерархии духа, который дышит где хочет, создает своим дыханием сон и явь, связывает их паутинными нитями из букв и знаков препинания. Присутствие духа (как необходимое условие превращения жизни в литературу) – вот психологическая метафора, которая лучше других объединяет столь разных авторов в пределах этой серии.

Сборник «Парусник Ахилл» включает две поэмы Андрея Таврова, которые уже публиковались ранее (неприметными тиражами). Они соединились в новой обложке, будто два раскрывшихся крыла приснившейся бабочки, так что сразу стало ясно: трехсотстраничное полотно – гигантское пространство, настоящий простор для поэзии. Коллекция бабочек из «Серебряных рыб» перелетает в «Psyhai», чтобы совершить несколько циклов пятистрочных мифологических путешествий по орбитам планет Солнечной системы. Это напоминает, конечно, не столько путешествия Гулливера, сколько дантовское восхождение по страницам его «Комедии». Держа в памяти это сравнение, автор напоминает: сейчас не дантовские времена, постмодерный человек развален на осколки и нужно аккуратно с этими осколками смыслов обращаться, чтобы составить из них голографический образ человека и эпохи. Осколки, словно бабочки, выпущенные из банки с хлороформом на волю, собираются в новую целостную картину. Здесь метафора становится для Таврова универсальным приемом, выражающим вселенскую связь всего сущего, каббалистическое соотношение микро- и макрокосма.
Прозаик Андрей Давыдов, известный также как издатель журнала «Комментарии», представлен в серии книгой «Три шага к себе...». Его трилогия собрана из повестей, писавшихся еще «в ту эпоху» и впервые опубликованных вместе. Удушливая пустота, в которой вязнут, словно в киселе, все звуки, – вот общий контекст этих текстов. Неудивительно, что главной темой трилогии становится поиск возможности говорить. Точнее, создание возможности говорить – пусть в вакууме, такая возможность создается не из ничего, а из самого говорящего. В первой повести под названием «Ноль» мы наблюдаем за диалектическим саморазвертыванием этой темы, когда обмен колкостями между Ничто и Нечто перерастает сквозь череду метаморфоз в монолог революционного провокатора. Вторая повесть – это «монолог на два голоса: чистого и объективированного субъектов», почти диалог. Третья, наиболее насыщенная предметными образами, представляет собой речь, обращенную к спящему ребенку. Дискурсивные эксперименты Давыдова вновь напоминают наряду с прочим о том, что в основе литературного творчества лежит личный опыт открытия и переживания новых смыслов.
Александр Иличевский – представитель уже другого литературного поколения, юность которого пришлась на слом эпох. В сборнике «Бутылка Клейна» два романа «Дом в Мещере» и «Нефть», а также повести и рассказы знакомят нас с разными сторонами творчества этого автора. В послесловии А. Парщиков называет манеру письма Иличевского «маниакальным перфекционизмом», и не напрасно: стиль его изобретательный и насыщенный, перенасыщенный, на грани перехода в другое фазовое состояние. Синонимы, сложные метафоры, быстрый перебор разных ракурсов – все это настолько плотно, что захватывает дух, как это бывает в детстве перед прыжком с вышки, и захватывает настолько, что вот ты уже прыгнул и летишь, испытывая весь страх и радость полета, и каждая следующая фраза – как новый прыжок в головокружение. Простой рассказ легко и быстро может увести героя «в такое место речи, откуда не возвращаются». Так, герой «Дома в Мещере» попадает в странный подмосковный хоспис, откуда выбраться не проще, чем из кошмарного сна, а обнищавший математик из повести «Бутылка» неожиданно для себя оказывается на Кипре, где участвует в операциях по обналичиванию офшорных денег. Из стилистически щедрого описания вдруг формируется каркас авантюрного сюжета, вспыхивают и оплотняются образы героев. Обстоятельства переходного времени, когда некоторые люди по случаю получают возможность распоряжаться судьбами и жизнями других, требуют мифологической, сказочной подоплеки – в «Бутылке» и «Случае Крымского моста» фантастический образ сводит воедино все линии реальности.

Составитель Вадим Месяц указывает в аннотации, что книги серии «Русский Гулливер» отмечены «фантазийным, мифотворческим началом». Образ Гулливера возникает не случайно. Персонаж Свифта, как мы помним, изрядно путешествовал по разным фантастическим мирам, но сумел при этом остаться самим собой. Так и здесь: «Подлинная литература создается одиночками, а масштаб явления зависит от точки отсчета». Можно еще добавить: масштаб зависит не от тиража, а от текста. Эта серия (еще недавно ее назвали бы «экспериментальной», как будто слово можно вырастить в лаборатории в пробирке) демонстрирует, как в творчестве современных авторов преломляются и развиваются многовековые традиции русской литературы. Хотелось бы надеяться, что серия будет продолжена – и обещанным сборником Ивана Жданова, и другими замечательными книгами.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service