Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Евгений Лукин: под градом призового металла
Интервью с Евгением Лукиным, лауреатом «Интерпресскона-2000» и «Бронзовой Улитки-2000»

18.11.2008
Интервью:
Василий Владимирский
        Василий Владимирский: Евгений, вы человек к призам достаточно привычный. На нынешнем «Интерпрессе» вы в одиночку взяли почти половину премий в литературных номинациях. С чем это связано?
        Евгений Лукин: Я не знаю, чем это объяснить, и как всегда ищу самые несимпатичные объяснения. У меня есть подозрение, что за меня уже начали голосовать по привычке. Может быть, здесь уже срабатывает имя. Если я предположу что-то иное, я ведь могу и возгордиться, а зачем мне это надо?..
        Если по ощущениям, то год от года мне кажется, что я пишу все хуже и хуже. Хотя, когда начинаешь сравнивать с тем, что было написано раньше, это ощущение исчезает. Но в процессе написания чувство собственной бездарности одолевает все острее. Я не знаю почему, но меня этот град призового металла несколько озадачивает и даже тревожит. Если бы его было меньше, я, наверное, был бы даже рад. Это плохо, когда всем нравишься. Ведь, собственно говоря, каждую новую вещь я сознательно пишу в ином ключе и сознательно иду на провал. То же самое «Солнышко» ... Я ведь не предполагал, что будет такая реакция. Я знал, что существует резко отрицательное отношение к языку Даля и вообще к стилизациям в народном русском стиле, я вывел совершенно ни в какие ворота не лезущее устройство мироздания, да и сам принцип производственного романа, положенный в основу сюжета... То есть я сознательно шел на провал. Точно так же, как я шел на провал с «Работой по специальности», она же потом, в прокате, «Гений кувалды». Там ни единого трупа, все мягко -и это было в период самой дикой крутизны, когда рушились небоскребы, взрывались планеты и чего только не делалось в фантастике. Я все время пытался не попасть в жилу, но как-то так постоянно получается, что я в нее случайно попадаю. Как это выходит, я самобъяснить не берусь. Боюсь, тут просто сыграло роль хорошее отношение замечательных людей фэнов ко мне лично. Для меня это самое приемлемое объяснение, иначе я начну чувствовать себя классиком, гением, Игорем и Северянином.
Василий Владимирский: Некоторые безответственные личности утверждают, что таких авторов, как Лукин и Лазарчук, надо гнать взашей из нашей фантастики, поскольку пишут они вовсе не фантастику, а вообще неизвестно что.
        Евгений Лукин: Полностью поддерживаю! Чем дальше я пишу фантастику, тем больше убеждаюсь, что в России смысла писать фантастику нет. Мы живем в фантастической стране, и в этом плане в России фантаст действительно больше, чем фантаст. Он творит на фоне фантастики. Первым до этого, кажется, додумался не очень любимый фэнами Пелевин, который из фантастических произведений традиционную фантастику изгнал. Он просто перестал что-либо придумывать. Тем не менее мне кажется, что его рассказы все-таки остаются рассказами именно фантастическими. Я всегда пытался выскочить за границы жанра — или там отрасли. Но если не будешь пытаться выскочить за границы, жанр ведь не расширится...
        Василий Владимирский: Вы не думали, что, возможно, «жанр» колеблется вместе с Лукиным?
        Евгений Лукин: Честно скажу, на чтение фантастики уменя просто не остается времени. Читаю я сейчас только то, что должен прочесть как член жюри «Странника». И часто это чтение наспех. Поэтому я не могу сказать, что сейчас происходит в фантастике. Так что здесь вам и карты в руки.
        Василий Владимирский: А чем вы тогда объясните успех Синякина? Он на много лет ушел из фантастики, и тем не менее его в этом году отметило и «общество», и Борис Натанович...
        Евгений Лукин: Самая большая ошибка в вашем рассуждении: Синякин из фантастики не уходил. Все это время он писал фантастику в стол. Несколько раз пытался опубликоваться в Волгограде. В Волгограде опубликоваться невозможно. Я следил за ним все эти годы. Мы в последнее время очень дружны. Насколько раньше мы вредили друг другу при общении — он скажет слово, у меня повесть остановится, я скажу слово — у него повесть остановится; настолько сейчас все наоборот. Возник некий симбиоз. Каждый раз, когда Синякин консультирует, это чертовски интересно. Но дело в другом. Просто все эти годы человек сидел в тихом углу и в свободное от его действительно суматошной работы время занимался любимым делом — писал фантастику. Он ни разу не попытался написать ментовский триллер, хотя ему сам бог велел. Но он любит фантастику. Должна была в конце концов справедливость восторжествовать! И вот произошел прорыв в журнале «Если». Одну блестящую повесть — «Феникс» — они не пропустили, вторую, не менее блестящую, с моей точки зрения, напечатали. И вот результат, совершенно закономерный. Тут никакой случайности нет. Человек весь свой досуг положил на любимое дело...
Василий Владимирский: Кому бы вы дали премии в тех номинациях, в которых получили их сами?
        Евгений Лукин: Что касается критики — кому угодно, только не мне. Просто нелепо вставлять хулиганское эссе в номинацию «Критика, публицистика». Это, как мне кажется, промах номинационной комиссии. Что касается миниатюры, здесь, конечно же, очень хорошая вещь Дяченко была. И, может быть, только в рассказе я болел бы за себя, потому что «В Стране Заходящего Солнца» я действительно считаю достижением: я написал фантастический рассказ без фантастики, там нет ни одного придуманного элемента. Таким вот образом, пожалуй.
        Василий Владимирский: Что вы пишете сейчас?
        Евгений Лукин: Приквел к «Миссионерам», «Слепые поводыри». Давно собирался, давно прикидывал. Начал писать, впал в истерику, как всегда: все сломалось, все пошло кувырком, все вывернулось самым неожиданным для меня самого образом... Ну, а в чем неожиданность, я, пожалуй, сообщать не буду, чтобы не нарушать интригу. Остался где-то месяц работы.
        Василий Владимирский: Какие планы помимо этого?
        Евгений Лукин: Как всегда, накопилось несколько идей для рассказиков. Попробую с ними повозиться. Ну, а дальше просто боюсь загадывать. Есть несколько замыслов, но который из них проклюнется... Может быть, даже вернусь в распавшуюся Сусловскую область. Уж больно она хороша для построения миров на ее территории. Там же законодательно могут вводиться и законы природы в том числе...
        Василий Владимирский: Вот вы говорите — рассказы. Святослав Логинов тоже обожает между романами писать рассказы, еще несколько известных писателей-фантастов не брезгуют малой формой. Но есть ли нынче перспектива у рассказа? Издательская перспектива?
        Евгений Лукин: Насчет издательских перспектив — тут лучше обратиться к издателям, хотя какие-то подвижки действительно есть, судя по разговорам с ними. Но рассказу действительно угрожает очень большая опасность. Да, их пишет Логинов, я что-то собираюсь сделать... Но молодежь сразу начинает писать романы. Вот это очень опасный симптом. Во-первых, они на рассказах и миниатюрах не успевают наработать технику языка, как было раньше, а самое главное, что будущего у рассказов как-то не видать. Я не вспомню ни одного молодого автора, пишущего рассказы. Нынешнее положение рассказа пока не так катастрофично. Что-то мы вставляем в авторские сборники для добивки, что-то пристраиваем в периодику... Но что будет потом — не берусь предсказать. Пока перспектив я не вижу.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service