Поэтический фестиваль «ЛитератуРРентген»
Транскрипт сюжета
|
Марина Тимашева: Поэтический фестиваль «ЛитератуРРентген-2006» прошел в Екатеринбурге. Его организаторы поставили перед собой сразу три цели собрать вместе авторов разных поколений, разных стилей и разных городов. Денис Каменщиков два дня слушал стихи и разбирался в том, что такое актуальная поэзия.
Денис Каменщиков: На фестиваль в Екатеринбург съехалось восемьдесят поэтов из десяти городов России. Организаторы устроили для них презентации поэтических сборников, встречи с издателями и критиками из Москвы и собственно чтения. Причем позвали почитать стихи не только тех, кто уже успел выпустить книжки или напечататься в журналах. Например, екатеринбуржца Александра Алферьева, который принципиально избегает публикаций. Александр Алферьев: Единственная возможность для меня искренне, незамутненно, честно, глаза в глаза презентовать текст это прочитать его живому человеку. Я не оставляю следов в интернете, я не публикуюсь. Потому что это не для того, чтобы читать это с листа, а это обмен, это диалог с человеком, с миром, с языком. Денис Каменщиков: Поднявшись на сцену, Александр Алферьев отказался от микрофона и в течение следующих десяти минут ни секунды не стоял спокойно. Раскачивался с пятки на носок, подпрыгивал, размахивал руками, крутился волчком и даже падал на пол. Александр Алферьев:
Попросту, так попросту, по траве аки посуху, Тропами нехожеными, буераками, выселками и оврагами, простираясь, распластываясь, заходя за, подымаясь, отряхиваясь, открывая глаза...
Денис Каменщиков: Листочек с текстом он извлек из заднего кармана полосатых широких штанов. И временами замирал, явно не в силах разобрать собственный почерк. Как говорится: «Тут читать, тут не читать, тут рыбу заворачивали...». Петербурженка Светлана Бодрунова, напротив, читала свои произведения сдержанно, раскрыв довольно объемный томик.
Светлана Бодрунова:
(сестре)
это каждое утро, это долгие годы длится: сколько мне, блин, под дверьми тут еще молиться, алина, мне уходить, мне надо накраситься, выйди уже из ванной, выйди из ванной, оторви свою задницу от дивана, делай же что-нибудь, делай, так всю жизнь пролежишь без дела, а она отвечает: поменьше бы ты... болтала, больше бы делала; посмотри, я легко одета, мои руки тонкие, кожа не просит еще апдейта, я цвету, у меня нет глаз, чтоб учиться бояться мира, покорми меня, я голодная, если ты меня не кормила; не ругайся, не измывайся, я умру от твоих ироний, кто ты есть, чтобы знать и судить о моей трехгрошовой роли, да, ты каждое утро ждешь меня возле ванной, но я та, которая не предаст тебя целованьем, подожди, пять минут не время, не рвись сорвешься, раньше выйдешь и раньше судьбе своей попадешься, не оставь меня, не кричи на меня, дура, дура, я с рожденья по части силы тебе продула, я одно могу: я тебя бесконечно тоньше, вот, я вышла к тебе, я люблю тебя, я люблю тебя. я тебя тоже.
Денис Каменщиков: Главная задача фестиваля переломить ситуацию, когда печатаются только те, кто, так или иначе, добрался со своими произведениями до столицы. По словам одного из организаторов «ЛитератуРРентгена», московского издателя Дмитрия Кузьмина, литературное пространство слишком жестко сегментировано по территориальному, поколенческому и стилистическому принципам. Дмитрий Кузьмин: Здесь нет идеи непременно о том, что где-то за Уралом водятся поэты с песьими головами, которых надо в Кунсткамеру выписать. А как раз возможность взаимопонимания между литературой и культурой разных регионов обеспечивается небезосновательным предположением, что в некотором приближении мы все говорим на одном языке. И нам есть что сказать друг другу. Денис Каменщиков: При этом, по словам директора фестиваля, екатеринбургского поэта Василия Чепелева, качество текстов не главное. Гораздо важнее, чтобы произведения были актуальными. Правда, объяснить толком, что же такое актуальная поэзия, он не смог. Василий Чепелев: Актуальной поэзией является та поэзия, которая работает как некий синтетический инструмент познания мира. Денис Каменщиков: Бросившийся на помощь Чепелеву Дмитрий Кузьмин предпочел цитировать классика. Дмитрий Кузьмин: Есть ключевой образ у Сент-Экзюпери о культуре как о возведении собора. И на стройплощадке есть разные профессии. Можно класть паркет в уже абсолютно готовом зале, можно тесать камень, можно вбивать колышки, размечая новые участки, на которых еще ничего не построено и неизвестно, когда будет построено и что именно это будет. Можно делать разное, но общая сверхзадача состоит в том, чтобы этот собор прирастал. Тот, кто не приносит на эту стройплощадку своего вклада, тот на этой стройплощадке лишний. Лишних людей со стройплощадки принято удалять. Вот это и есть актуальность искусства. Денис Каменщиков: Еще лучше феномен актуальности объяснили названия поэтических книг на стеллажах в соседнем зале. «Квадратура круга». «Вершина айсберга». «Граненый воздух». «День святого электромонтера». «Уточненные ласки» и даже «Стая ушастых Золушек». Итогом фестиваля станет издание нескольких поэтических сборников и вручение специальной премии «ЛитератуРРентген», лауреата которой объявят в сентябре.
Марина Тимашева: Нет, все же не продвинутая я какая-то, понять, что это за стихи такие без качества, зато актуальные, не в силах. А Денису Каменщикову спасибо за то, что старался получить ответ от более компетентных товарищей.
|
|