Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку институций досье напечатать
  следующая публикация  .  ЛитератуРРентген  .  предыдущая публикация  
Поэтический фестиваль «ЛитератуРРентген»
Транскрипт сюжета

03.09.2007
Досье: ЛитератуРРентген
        Марина Тимашева: Поэтический фестиваль «ЛитератуРРентген-2006» прошел в Екатеринбурге. Его организаторы поставили перед собой сразу три цели – собрать вместе авторов разных поколений, разных стилей и разных городов. Денис Каменщиков два дня слушал стихи и разбирался в том, что такое актуальная поэзия.

        Денис Каменщиков: На фестиваль в Екатеринбург съехалось восемьдесят поэтов из десяти городов России. Организаторы устроили для них презентации поэтических сборников, встречи с издателями и критиками из Москвы и собственно чтения. Причем позвали почитать стихи не только тех, кто уже успел выпустить книжки или напечататься в журналах. Например, екатеринбуржца Александра Алферьева, который принципиально избегает публикаций.
        Александр Алферьев: Единственная возможность для меня искренне, незамутненно, честно, глаза в глаза презентовать текст – это прочитать его живому человеку. Я не оставляю следов в интернете, я не публикуюсь. Потому что это не для того, чтобы читать это с листа, а это обмен, это диалог с человеком, с миром, с языком.
        Денис Каменщиков: Поднявшись на сцену, Александр Алферьев отказался от микрофона и в течение следующих десяти минут ни секунды не стоял спокойно. Раскачивался с пятки на носок, подпрыгивал, размахивал руками, крутился волчком и даже падал на пол.
        Александр Алферьев:

                        Попросту, так попросту,
                        по траве аки посуху,
                        Тропами нехожеными, буераками,
                        выселками и оврагами,
                        простираясь, распластываясь,
                        заходя за,
                        подымаясь, отряхиваясь,
                        открывая глаза...


        Денис Каменщиков: Листочек с текстом он извлек из заднего кармана полосатых широких штанов. И временами замирал, явно не в силах разобрать собственный почерк. Как говорится: «Тут читать, тут не читать, тут рыбу заворачивали...». Петербурженка Светлана Бодрунова, напротив, читала свои произведения сдержанно, раскрыв довольно объемный томик.

        Светлана Бодрунова:


                        (сестре)

                        это каждое утро, это долгие годы длится:
                        сколько мне, блин, под дверьми тут еще молиться,
                        алина, мне уходить, мне надо накраситься, выйди уже из ванной,
                        выйди из ванной, оторви свою задницу от дивана,
                        делай же что-нибудь, делай, так всю жизнь пролежишь без дела,
                        а она отвечает: поменьше бы ты... болтала,
                        больше бы делала; посмотри, я легко одета,
                        мои руки тонкие, кожа не просит еще апдейта,
                        я цвету, у меня нет глаз, чтоб учиться бояться мира,
                        покорми меня, я голодная, если ты меня не кормила;
                        не ругайся, не измывайся, я умру от твоих ироний,
                        кто ты есть, чтобы знать и судить о моей трехгрошовой роли,
                        да, ты каждое утро ждешь меня возле ванной,
                        но я та, которая не предаст тебя целованьем,
                        подожди, пять минут не время, не рвись – сорвешься,
                        раньше выйдешь и раньше судьбе своей попадешься,
                        не оставь меня, не кричи на меня, дура, дура,
                        я с рожденья по части силы тебе продула,
                        я одно могу: я тебя бесконечно тоньше,
                        вот, я вышла к тебе, я люблю тебя, я люблю тебя. – я тебя тоже.

        Денис Каменщиков: Главная задача фестиваля – переломить ситуацию, когда печатаются только те, кто, так или иначе, добрался со своими произведениями до столицы. По словам одного из организаторов «ЛитератуРРентгена», московского издателя Дмитрия Кузьмина, – литературное пространство слишком жестко сегментировано по территориальному, поколенческому и стилистическому принципам.
        Дмитрий Кузьмин: Здесь нет идеи непременно о том, что где-то за Уралом водятся поэты с песьими головами, которых надо в Кунсткамеру выписать. А как раз возможность взаимопонимания между литературой и культурой разных регионов обеспечивается небезосновательным предположением, что в некотором приближении мы все говорим на одном языке. И нам есть что сказать друг другу.
        Денис Каменщиков: При этом, по словам директора фестиваля, екатеринбургского поэта Василия Чепелева, качество текстов – не главное. Гораздо важнее, чтобы произведения были актуальными. Правда, объяснить толком, что же такое актуальная поэзия, он не смог.
        Василий Чепелев: Актуальной поэзией является та поэзия, которая работает как некий синтетический инструмент познания мира.
        Денис Каменщиков: Бросившийся на помощь Чепелеву Дмитрий Кузьмин предпочел цитировать классика.
        Дмитрий Кузьмин: Есть ключевой образ у Сент-Экзюпери – о культуре как о возведении собора. И на стройплощадке есть разные профессии. Можно класть паркет в уже абсолютно готовом зале, можно тесать камень, можно вбивать колышки, размечая новые участки, на которых еще ничего не построено и неизвестно, когда будет построено и что именно это будет. Можно делать разное, но общая сверхзадача состоит в том, чтобы этот собор прирастал. Тот, кто не приносит на эту стройплощадку своего вклада, тот на этой стройплощадке лишний. Лишних людей со стройплощадки принято удалять. Вот это и есть актуальность искусства.
        Денис Каменщиков: Еще лучше феномен актуальности объяснили названия поэтических книг на стеллажах в соседнем зале. «Квадратура круга». «Вершина айсберга». «Граненый воздух». «День святого электромонтера». «Уточненные ласки» и даже «Стая ушастых Золушек».
        Итогом фестиваля станет издание нескольких поэтических сборников и вручение специальной премии «ЛитератуРРентген», лауреата которой объявят в сентябре.

        Марина Тимашева: Нет, все же не продвинутая я какая-то, понять, что это за стихи такие – без качества, зато актуальные, – не в силах. А Денису Каменщикову спасибо за то, что старался получить ответ от более компетентных товарищей.


  следующая публикация  .  ЛитератуРРентген  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Институции:

Последние поступления

06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service