Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Алексей Слаповский  .  предыдущая публикация  
Мы бы уши, был бы жив
Алексей Слаповский: пропущенные буквы вставляйте по вкусу

28.02.2008
НГ Ex Libris, 21.07.2005
Досье: Алексей Слаповский
        Алексей Слаповский. Мы. — М.: Эксмо, 2005, 544 с.
        Не то чтобы у Слаповского плохие романы. Нет, скорее даже хорошие. Просто рассказы лучше. Рассказы, как известно, вообще лучше романов. А хорошие — вдвойне. Заголовок? Ну что ж — заголовок как заголовок. Мы. Очень хорошее название. Ах, да. Евгений Замятин. Ну да кто ж теперь помнит старика Замятина? Короче, ничего страшного в заголовке «Мы» нет. Я, кстати, читал — не помню уже чей, но, разумеется, отечественного автора — текст, озаглавленный «Газонокосильщик». То ли поэму, то ли оперу — неважно. Важно, что Стивен Кинг в суд не подал.
        Зато книжка и в самом деле хорошая. Она состоит из двух частей: первая — коротенькие рассказы, вторая — повесть, названная хроникой «Война балбесов». И продолжение хроники, названное настоящей хроникой, да еще и подписанное другой фамилией (псевдоним, впрочем, немедленно раскрывается) — «Не война, а мир». По-моему, рассказы все-таки лучше.
        Полностью цикл (или книга) рассказов называется «Антиабсурд, или Книга для тех, кто не любит читать». Снабжена двумя авторскими предисловиями, первое теоретическое, второе — практическое. Первое о термине «антиабсурд» («Кошкин убил ни за что Мошкина — абсурд. Кошкин ни за что подарил Мошкину сто рублей — антиабсурд»), второе... а второе о том, что даже те, кто не любят читать, иногда все-таки могут и почитать. «И те, кто, как и я, не любят читать, они тоже не так уж не любят читать, чтобы вообще ничего не читать, они бы тоже рады почитать, но возьмут книгу — скучно, длинно, не вникнешь, в чем дело, и после двух страниц бросают. И вот я решил им помочь. Возьмут они эту книгу, начнут читать первый попавшийся рассказ — и им уже скучно станет, уже готовы бросить, а рассказ-то уже кончился!»
        Конечно, приговщиной попахивает, зато — не наврал. Рассказы короткие, а если и есть длинные, то автор за их объем сразу и извиняется: «Короче, — говорит Володя. — Нет, мне, может, и нравится — но короче!»
        Все бы так писали. Нет, мне, может, и нравятся некоторые романы и повести, но — короче, короче, господа литераторы. Ведь даже цитировать приятней целиком, весь рассказ, а не отрывочек. «Шел Ситров, ковырялся в ухе. С балкона увидел его подслеповатый Бодров, и ему показалось, что Ситров говорит по мобильному телефону. Ишь, сволочь, подумал он. Сам взаймы вечно берет у всех, а сам по дорогому мобильному телефону разговаривает средь бела дня с деловым и важным видом! И всем рассказал об этом. И все перестали давать взаймы Ситрову. И он обнищал и умер с голода. А мыл бы уши, был бы жив». Все, конец рассказа. И ведь с моралью история-то. Антиабсурд в действии.
        Есть в книжке рассказы лирические, есть бытовые, есть рассказы в стихах (настоящих, с рифмами), даже филологические. Вот, скажем, «упражнение на безударные гласные»: «Как много цв...тов! Они ж...лтеют, с...неют, кр...снеют. они л...жат б...льшими грудами. Все гл...дят на т...бя. Все х...тят понравиться т...бе. Б...ри любой цв...ток и иди на х...р!» Пропущенные буквы вставляйте по вкусу. Не знаю, как вам, а по-моему — маленький шедевр.
        А вот еще один. «Учительница: — Какое главное слово в предложении «Я люблю тебя»? Вовочка: — Если говорит женщина, то «тебя», если мужчина — «люблю». Учительница (лукаво подсказывая): — А «я» не может быть главным словом? Вовочка: — Может. Когда никто никого не любит».
        Как всегда, Вовочка прав. И никакого абсурда. Рассказ за рассказом, история за историей, зарисовка за зарисовкой — так, глядишь, и книжка кончится. А букеровскую премию Слаповский за сборник «Мы», разумеется, не получит. И правильно. Потому что иначе был бы полный абсурд.


  следующая публикация  .  Алексей Слаповский  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service