О книге Владимира Елистратова «Московский Водолей»
|
Эта книга, прочитанная подряд от начала к концу, складывается в почти совершенную историю становления поэтического голоса. Она начинается с точных ритмических слепков c канонических стихотворений Мандельштама и Заболоцкого. Остается впечатление чистого и прочувствованного исполнения классической музыки. Далее источник уходит как бы вдаль, и вот уже очень скоро лично я не в состоянии его распознать. Свойство поэзии Елистратова (не назовем его вторичностью, потому что вторичность это отчетливо плохо, а тут не поймешь, скорее по-своему хорошо, скажем отзывчивость) ощущается неуловимо. Вот хорошая поясняющая ситуация. Допустим, вы снимаете фильм о семидесятых годах и вам нужна песня этого времени. Вы попытались найти ее, подобрать среди известных и полуизвестных они не подошли. Тогда вы заказываете ее современным авторам, и они пишут ее здесь и сейчас. Но когда ее исполняют в зале, между певцом и слушателями словно возникает контур фильма о семидесятых годах.
В антракте между поездами Мерцает лужами перрон, И память плачет над годами Разлук, попоек, похорон...
Самобытность возникает и укрепляется исподволь, как если бы начинающий пловец заметил, что уже не держится за веревку, а давно плывет сам по себе. Или по Давиду Самойлову пустеет помещение, и человек, стоявший во втором ряду хора, поет сам по себе. Вещество поэзии в «Московском водолее» прозрачно и чисто. Может быть, немного слишком прозрачно и чисто, чтобы сгуститься в нечто твердое. Как известно, жемчужина вырастает из песчинки, то есть из инородного тела, помехи в жизни раковины. Может быть, не хватает песчинок, инородных тел. Раздражители Владимира Елистратова высотка МГУ, осенний лист, арбатский особняк так же прозрачны и чисты, как то, в чем они отражаются. Если кто еще не расслышал речь идет об обстоятельствах явной поэтической удачи; критик немного ворчит, потому что привык немного ворчать. Ну уж если на то пошло, я бы «несерьезные» стишки выделил в особый отдел и снабдил все издание хоть какой амуницией предисловием, анкеткой, фотографией автора. Оно уж чересчур аскетично. Но это и вовсе пустяки.
|
|