Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Анастасия Гостева  .  предыдущая публикация  
Беги, Настя, беги
Рейв, переходящий в лирическую медитацию Гостевой

26.06.2008
НГ ExLibris, 2 августа 2001 г.
Досье: Анастасия Гостева
Анастасия Гостева. Travel Агнец. Повести. - СПб.: Амфора, 2001, 204 с. - (Серия «Поколение Y»).


        Анастасия Гостева - известный российский прозаик: что называется, «из молодых». Более того - у нее репутация автора «молодежного» и «авангардного». Тексты этому вполне соответствуют - ритм прозы в стиле «беги-Лола-беги», стиль взвинченный, ну и аура «модности»: резкие столкновения лейтмотивов, голосов, образных рядов и т.д. в духе клипа.
        Все это дает основание считать прозу Гостевой из разряда клубно-богемно-путешествующей субкультуры, по части которой работал журнал «Птюч» - в нем, кстати, публиковался отрывок одной из повестей, вошедших в эту ее первую книгу.
        В действительности все это не так. Синкопирующий пульс текста, его «мультиинструментальность» весьма разработаны, например, в послевоенной прозе США-Франции и отчасти усвоены и в русской; стилистика Гостевой иногда напоминает тексты 70-х «штатника» Василия Аксенова в силу частичной общности традиции.
        В книгу вошли два текста – «Дочь самурая» и «Travel Агнец», написанные в 1996-1997 годах и опубликованные соответственно в «Знамени» и «Дружбе народов». Новый роман «Притон просветленных» (отрывок из него публиковался в «EL-НГ») готовится к выходу в издательстве «Вагриус».
        Оба текста, обозначенные как повести, могут быть названы также и поэмами в прозе. «Дочь самурая» - почти бессюжетная, ну, скажем так, «про любовь»; «Travel Агнец» - о путешествии в Индию. «Автор данного текста вымышлен, любые совпадения с реальным человеком случайны», - страхуется автор; но ведь случайные совпадения, говорят, суть самые осмысленные.
        Из-за «молодежной» эстетики в текстах Гостевой трудно прочитать более глубинные слои. Из-за этого литературная ситуация Гостевой выглядит рискованной и странной. Автор опознается критиками как «голос современной молодежи», в то время как она равноправный писатель из нескольких, вполне разных, создающих прозу поколения 90-х. Других не видят или видят плохо. Но если избавить Гостеву от мнимой необходимости говорить за других, выясняется, что она говорит за себя и говорит другое.
         «У меня такое ощущение, что я - предел на бесконечности дискретной последовательности сущностей, обитающих в моем теле. - …Ну вот, она опять за свое. Молодые женщины так не говорят!.. - Ты в храм ходи почаще, не будет таких ощущений. - <…> - Слушай, у тебя такая аура, я такое вижу в первый раз. Сколько тебе лет? Не может быть. <…> Тебе надо медитировать, я готов помочь, вот телефон. Что? Хамка. И карма у тебя хреновая».
        Многое из того, что Гостева упоминает, проверено на себе (в то время как «модная» культура предусматривает тиражирование тем и переживаний). Если она пишет о различии и похожести духовного опыта христианства и буддизма - то это потому, что для нее и то и другое является реальным, присутствующим в жизни вызовом. Героиня Гостевой - христианка, которая страдает от раздвоенности между замкнутым опытом христианства и свинговым ритмом современного мира. Прорыв сквозь это внутреннее противоречие оказывается реальным и личным движением. Движением души, а поэтому и текста: этот прорыв - одна из составляющих сюжета.
        Собственно, это и есть одна из главных тем Гостевой - та самая раздвоенность: между христианской традицией и пестрым миром, между Индией и московскими проблемами, между своей жизнью и семьей. В тексте «Дочь самурая» проблема нешуточная и глубокая: как становление человека в любви сопровождается отстаиванием своей независимости - и от «правил игры» семьи и рода, и даже от другого любимого человека.
        И Индия в «Travel Агнец» - место обретения самостоятельности. Другое дело, что самостоятельность эта рождается в бурлящей и мельтешащей толпе молодых туристов, старых американских хиппи, поселившихся в Индии в 60-х годах - где им до сих пор хорошо. Рождается она и среди социальных «правил игры», которые показаны у Гостевой часто с излишней серьезностью - важнее все-таки глубинные свойства уникальных отношений. Человеческие события, которые показывают подлинное - и не самое главное, - место всех этих старых и новых правил.


  следующая публикация  .  Анастасия Гостева  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service