Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Прямая речь
Предисловие к книге Виталия Пуханова «Плоды смоковницы»

19.11.2008
Плоды смоковницы
Екатеринбург: У-Фактория, 2003
        Каждый вновь приходящий поэт уточняет и изменяет сам смысл слова «поэзия». Виталий Пуханов возвращает ей стремление к прямой речи – то, что по-разному отличало от современников Мандельштама, Заболоцкого и Георгия Иванова. Зачастую высказывание Пуханова вмещается в восемь строк – формат скорее телеграммы, чем письма с подробностями.
        Подробности нарастают медленно, постепенно, от телеграммы к телеграмме. Полосатые пиджаки колорадских жуков, другой жук, похожий на веточку. Жизнь в этом выстуженном мире длится по насекомо-растительным законам, чудесно возобновляясь каждый раз после зимнего анабиоза. Поэтическое зрение Виталия Пуханова четко, бесслезно фиксирует картины умирания и распада, потому что всякий распад неокончателен, обратим.
        За стихами Пуханова встает четкое мировоззрение, которое можно приблизительно описать как романтизм, пропущенный через мясорубку реализма, – и все-таки не погибший. Связь поэзии и философии тут вынужденно-жесткая, как если бы нечто важное виделось в единственном ракурсе и требовало от автора и читателя перегнуться через перила и вытянуться особенным образом. Так возникает странная фигура естественного напряжения, оправданного целью. Если же встать иначе, отряхнуться, расслабиться, – то предмет зрения исчезает и сам поэтический акт обессмысливается. Поэтическая система Пуханова работает только в состоянии этого напряжения, только абсолютно всерьез, как ружье, которое не способно стрелять холостыми.
        Индивидуальность Пуханова так сильна, что узнается по оговорке за цитатой:

            Я убит подо Ржевом, но только убит...

и наше внимание уже сконцентрировано на авторском высказывании. Признак настоящего поэта – пока находишься внутри созданного им мира, нет нужды в альтернативах. Кажется, что иначе не надо, да и нельзя.
        Конечно, только кажется. Именно такие самодостаточные миры вступают в подлинный – хотелось сказать, диалог, нет, скорее, хор. И без каждого подлинного, чисто звучащего голоса этот хор будет неполон.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service