Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
Алексей Костанян
Алексей Костанян: «Можно заработать деньги, а хочется — репутацию»
Интервью с Алексеем Костаняном

22.01.2009
Интервью:
Светлана Сафонова
Культура, 18-24.01.2001
№2 (7259)
Досье: Алексей Костанян
        Так уж получилось, что частный издательский бизнес в нашей стране не искал особого «русского пути», а пошел проверенным мировым. Абсолютная монополия на книжном рынке порно-эротико-детективно-дамского чтива, ужасавшая интеллигентную публику в середине 90-х, ушла в прошлое. Сегодня многие издательства стремятся совместить в своей стратегии серьезную, интеллектуальную литературу и коммерчески прибыльные издания. Наш собеседник — Алексей КОСТАНЯН, главный редактор «Вагриуса», одного из самых успешных российских издательств.

        — Вы помните, был период, когда серьезную литературу не издавали вообще, особенно тех современных российских писателей, которые писали не на потребу обстоятельствам, а настоящую прозу. Они были настолько невостребованы, что, казалось, в литературном процессе наступила пауза: никто ничего не пишет. Тогда мы создали серию «Современная российская проза». Если сегодня посмотреть список авторов, с которыми мы работаем, то, пожалуй, ни один известный и значительный писатель не остался вне сферы нашего внимания. Сейчас эта серия считается одной из самых популярных на рынке, для любого писателя престижно в ней публиковаться. Более того, на серьезных писателей появился издательский спрос. Наши коллеги, прежде занимавшиеся исключительно коммерческими изданиями, поняли, что таким образом можно заработать деньги, но не репутацию. А ведь не хочется же считаться издателями «второго сорта». И они стали заниматься качественной прозой — тем, чем мы занимались с самого начала.
        — И даже отбивают у вас авторов?
        — За авторов мы, конечно, боремся. Готовы даже пойти на перерасход, отбивая их от других издательств. Но, честно говоря, признанных серьезных писателей, с высокой в литературном и читательском мире репутацией, не так уж много. А редкое успешное издательство будет работать с никому не известными авторами, открывать «своих писателей», заниматься их продвижением: во-первых, существует коммерческий риск, во-вторых, дело хлопотное. Поэтому подавляющее большинство издателей предпочитают работать с авторами, уже обладающими именем и высоким профессиональным реноме.
        — Тем не менее «Вагриус», который с момента своего создания в 1992 году обладает репутацией «качественного» издательства и даже определяет литературную моду — многие изданные вами произведения номинировались на престижные литературные премии, — издает и коммерческие серии...
        — Да, мы время от времени выпускаем подобного рода литературу, хотя специализируемся на других изданиях. Серия «Современная российская проза», конечно, не коммерческая. Серия «Мой ХХ век», в которой собрано уже 60 мемуаров известных людей, во многом определивших отечественную историю, полукоммерческая, если можно так сказать. Но зато уникальная, единственная в своем роде в стране. Недавно мы ввели серию «Записные книжки» — воспоминания профессиональных литераторов. Эту серию высоко оценили интеллектуалы, но коммерческого успеха здесь ожидать не приходится. Из новых серий мне кажется исключительно интересной «Проза поэта» — согласитесь, это совершенно особый вид литературы...
        — Однако вернемся к коммерческим сериям. Видимо, все-таки не каждая из них обречена на успех. С чем это связано?
        — Прежде всего с тем, что коммерческих направлений, которые могут принести хорошую прибыль, не так уж много. Например, на участке, так сказать, детективно-любовной литературы «копает» очень много издательств. Вклиниться туда практически невозможно. Хотя мы пытаемся это делать.
        — Вообще, если раньше мы считались «читающей страной», но теперь, по-моему, превратились в «пишущую». Количество авторов, работающих в детективно-любовном жанре, поражает воображение. Откуда они берутся?
        — Да отовсюду! Уровень подобной литературы таков, что любой мало-мальски владеющий пером человек уверен, что он может создать роман. Откуда появляется такое неимоверное количество авторов? Это журналисты, пишущие на криминальные темы, это бывшие работники органов, знающие подоплеку событий. Есть и целые команды, которые работают, так сказать, бригадным методом. Но, конечно, бывает и тот самый один шанс из тысячи, когда человек приходит с улицы, а мы его с удовольствием публикуем.
        — «Фабрики романов», «литературные негры» — это, в общем, не российское изобретение, хотя мы воспользовались им на все сто. Но то, что ими производится, нельзя считать литературой. А ведь выросло уже поколение, чьи литературные вкусы и пристрастия сформировались подобным чтивом...
        — Конечно, можно встать в позу — и многие так и делали — «Ах, это не литература, это все пошло, банально, глупо». Ничего подобного — это один из способов зарабатывания денег. Американский метод книгоиздания, когда рынок определяет все, когда не стараются поднимать читателя до какого-то уровня, а наоборот, опускаются до него. Надо смотреть правде в глаза: в нашей стране сейчас мало читают — жизнь такая. И жаловаться на это — все равно, что жаловаться на плохую погоду.
        — Если кто-то решит сейчас ринуться в издательское дело, какой путь предпочесть? Начать с серьезной литературы или пойти от коммерческой литературы?
        — Делают и так, и так. Есть издательства, на которые смотришь и видишь — схема абсолютно убыточная. А они — ничего, живут. Почему, не знаю, я в бухгалтерские книги к ним не смотрю.


Алексей Костанян

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service