Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Ключ к развязке
Вышел сборник рассказов Ольги Славниковой «Любовь в седьмом вагоне»

24.09.2008
Газета, 23.09.2008
№180
        Ольга Славникова. Любовь в седьмом вагоне. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 288 с.
        От Ольги Славниковой, чья антиутопическая уральская эпопея «2017» завоевала в 2006 году «Русский Букер», читающая публика с нетерпением ждет нового романа. Тем временем писательница выпустила очередной сборник малой прозы. В книге «Любовь в седьмом вагоне» собраны рассказы, которые ранее выходили лишь в виде журнальных публикаций.
        Все эти истории, несмотря на разнообразие сюжетов и затрагиваемых в них жизненных сфер, объединены одной темой - темой железной дороги. Данная особенность этого новеллистического цикла - думается, тексты новой книги в их совокупности можно определить именно так, - связана со спецификой проекта, в рамках которого цикл возник: он писался для журнала, распространяющегося в поездах повышенной комфортности.
        Вряд ли можно было бы сомневаться в том, что Ольга Славникова в состоянии написать несколько занимательных текстов на заданную тему. Но ей вдобавок удалось сделать это изящно, избежав довольно характерной ситуации, когда при выполнении определенной формальной задачи магистральная идея слишком часто напоминает о себе. Славникова пишет так, что при чтении некоторых из этих рассказов о заявленном в предисловии железнодорожном лейтмотиве вспоминаешь не сразу - в каждом рассказе присутствует неожиданный ракурс. Относительное единство тематики компенсируется разнообразием жанров: здесь есть и детектив, и love story, и мистика. Потенциал каждого сюжета полностью раскрывается в пределах небольшого и уютного пространства новеллы.
        Славникова обладает одним счастливым качеством, которое, возможно, больше всего нужно в подобных случаях: изобретательностью. В большинстве рассказов сюжетная идея сама по себе выглядит отдельной маленькой удачей - будь то находящийся в центре внимания СМИ пробный рейс сверхскоростного поезда, загадочное вещество, грозящее отравить пол-России в результате железнодорожного крушения, или нетипичный для наших мест смерч, который наблюдают жители российской глубинки. Нашлось здесь место и литературной шутке: история о вдове криминального авторитета, попавшей в сложную ситуацию после смерти мужа, представляет собой игривый «новорусский» ремейк истории о Командоре и Дон Жуане.
        Почти каждый из сюжетов - конструкция высококлассной фирменной сборки, любая деталь имеет здесь свою функцию. Вскользь упомянутое ружье обязательно выстреливает: скажем, если герой объявляется обладателем именного вагонного ключа-трехгранки, то можно не сомневаться, что ключ этот в определенный момент сыграет решающую роль. Язык Славниковой со времен романа «2017» не утратил выразительности, но стал более легким - скрупулезные и сложно нюансированные описания исчезли, осталась лишь богатая, но не избыточная метафоричность. Особенно удачен в этом отношении рассказ «Русская пуля», при чтении которого так и чувствуешь себя пассажиром страшноватого реактивного поезда «Россия». «Любовь в седьмом вагоне» - почти массовая и совсем не амбициозная литература, наследующая по стилю лучшим образцам русской прозы начала прошлого века. Способность создавать комбинации, подобные этой, собственно, и называется авторским почерком.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service