Тяжесть и нежность
Ирина Невзорова
Знамя
2006, №4
|
|
|
Геннадий Русаков. Стихи Татьяне. М.: Водолей, 2005. Книгу открывает фотография автора на фоне полок с книгами такая образная окольцовка. На фото две пары часов. Первые, огромные, настенные, стоят перед книгами, намекая на малость человеческого существа, на пропорции жизни и вечности. Другие, маленькие, на руке автора, будто соизмеряют пульс времени и кровоток. Вся книга баллада об этом токе, о его взаимоотношениях крайне трудных со временем: «...И снова полон сад сухими пауками / и блеском их сетей, покинутых давно...». Бродский называл стихи реорганизованным временем так чувствует поэт поэзию изнутри. Для читателя стихи проверка на веру (способность «верить на слово»), слуховую восприимчивость, душевную гибкость, фантазийную активность. «Роман» читателя с книгой это движение читателя к писателю, забываемое за ленивым пролистыванием детектива, для чтения стихов условие обязательное. Критик в лучшем случае всего лишь «идеальный читатель»... Поэтому и критиковать поэзию нужно как-то иначе: кроме голоса понять источник голоса, увидеть поэта за писанием шевеленье губ, выраженье глаз стихи должны вобрать в себя и эти моменты... Геннадий Русаков поэт без истории. Он «дан» в каждом стихотворении весь без остатка. Речь идет о развитии стиха, о картине мира, передаваемой через стихи. В каждом стихотворении концепт целой жизни, с определенной точки, в деталях. Новое стихотворение то же с другой точки, так как не все точки выявлены, не все сказано. Данный момент работает у него как воронка времени: «Продержаться, продлиться, / протиснуться времени в поры» протиснуться в его поры и означает сделать мгновение «пору» времени дееспособной, придать ей смысл... жизни. Поэт расколдовывает все, к чему прикасается его память, превращаясь в миг, бывший миг назад: сухие пауки и блеск сетей остаются от прошлого. Улитка, и та оставляет серебряный след. Что прибавляет к целому жизни каждый миг? Откуда силы на стихи (и на самое жизнь?) «на какие шиши?» спрашивает поэт. И отвечает: «На доходы с разлуки, прибыток с приокских низин, / на проценты с удачи, на соль подорожных слезин. / На тоску мою». Когда стихи пишутся болью, речь в них о цене и здоровье души, отстающей от тела на какой-то неизмеримый, но ощутимый зазор: «Душа летит, ногой касаясь тела, / но в нем уже гнездиться не хотя». Цена (момента) и здоровье (души) встречаются как метафоры довольно часто, так как это основные критерии оценки времени. Средства изображения здесь отнюдь не эстетские для того чтобы подчеркнуть стоимость (себестоимость?) жизни, поэт берет детали, указывающие на износ: «Я щербатые зубы сцепил до конца достою», «Вот я тертый и битый, клекочущий горлом дырявым, / с липкой влагой подмышек, / с облитым страстями лицом»... Татьяна молодая жена, с которой говорят именно так, посредством времени, которое переводчик всех этих деталей на язык другой жизни. Как только Татьяну не называют по имени за ее обликом брезжит образ другой жены, о которой было столько «Разговоров с Богом». К кому из двух муз это обращение? Столетие протиснулось в окошки. Нам от него ни колоса, ни крошки. Ты где, жена, в каком своем тепле? Найди меня, вложи мне пальцы в рану и я очнусь, и вспоминать не стану об этих днях, налипших на стекле.
Моя печаль идет к тебе кругами. Она стоит огромными ногами на лысых глинах нашего бугра. Когда уснешь, тебе опять приснится, Что я не твой, а не в чем мне виниться за тридцать лет, досмотренных вчера. ............................................... Стихи Русакова выразительны каким-то невозможным, неправильным, но жизнеспособным соединением осовеченной архаики и модерна. Пастернаковский снег, летящий на мех, мандельштамовские стекла времени и хорошая девочка Лида машущая из окна не Смелякову, а Русакову непостижимым образом создают здесь единое пространство. Это тяжелый сплав «новокрестьянской» традиции, выродившейся в советскую, со всем модернистским наследием: «Как задастая девка, немятая, в самом соку, / слово бьет каблуками и с маху сигает в строку»... Причем сплав этот равен в долях: трудно разобраться, что здесь основа, а что обогащение. Целые музыкальные фразы и зримые картины из закромов акмеизма, к осам и пчелам, которыми полнятся стихи Ахматовой и Мандельштама, сюда добавляется осот, который жалит, как пчела и оса, жжет, вырывая из памяти страшное: «И только по ночам осотом колет лоб». Тяжесть и нежность вроде бы от Мандельштама, но как-то так, что тяжесть клюевская, а нежность пастернаковская: акмеизм у Русакова процветает и поднимается на новую ступень обогащения смыслов. Стихотворению «Денек подслеповатый...» дается эпиграф из Пастернака «Мело... во все пределы...», и, следуя за пастернаковской метелью, на сентенцию «Быть знаменитым некрасиво» Русаков отвечает своей: «Быть счастливым грех». Жизнь «присыпает снежком», детские фотографии через снежную пелену переносят в иное время в безвременье, в вечность... Мело во все пределы, мысли кружатся, носятся по оси времени, пытаясь связать несвязуемое: «...Но я забыл начало... / А быть счастливым грех» аллюзия к мандельштамовскому: «Но я забыл, что я хотел сказать, И мысль моя бесплотная в чертог теней вернется». Тяжесть облегчается нежностью. Любовью поэт свою жизнь «отмывает» да простится мне этот избыточно емкий глагол... Власть женского начала как созидающего, умиротворяющего, блаженного над всем сущим передается обычно милой опрощающей деталью: у Мандельштама «блаженных жен родные руки», «блаженных жен крутые плечи»; у Русакова, рефреном «женщины блаженные колени»: Еще цветут усталые сирени, а жизнь прошла и птица не поет. Но женщины блаженные колени рука еще на ощупь узнает. ............................................. Все больше стало в воздухе вкраплений. Все чаще нитка ходит ходуном. Но женщины блаженные колени под бережно натянутым сукном! »Бережно натянутое сукно» напоминает и о другом: о стихах. Стихи есть материя, натянутая на копья рифм и ритма (кто сказал?). Создается она бережно и не наспех. В этом основная миссия памяти: явиться в нужный момент, подсказав слово, мелодию, окраску передав их сегодняшнему моменту, придав ему смысл, воскресив пульс.
|
|