Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Гулливерский размер
Новая книжная серия на территории мифа

07.04.2009
Новое время
№ 43, 30 октября 2005
        Моя задача не критическая. Я не чувствую необходимости вдруг рассказать незнакомому человеку – читателю – о недостатках опубликованных произведений и даже с некоторой досадой представляю, что книги, которые я держу в руках, не попадут по адресу или достанутся красующемуся среди «своих» ядовитому щелкоперу. Наоборот, я вижу перед собой три драгоценные книги, в появлении на свет которых принимал участие на разных уровнях: как рецензент, как собеседник и свидетель возникновения проекта новой серии «Русский Гулливер», запущенной издательством «Наука» в 2005 году. Мне кажется, что когда единомышленники говорят друг о друге, что, к сожалению, нечасто по конвенциональным причинам, мы можем больше понять замысел изнутри. Коллаборация – это все же выбор, присутствие в дискуссионной группе, новый образ, новый источник энергии, поэтому уместны и нужны объяснения.
        Разработчик проекта – Вадим Месяц, поэт, прозаик, обитающий в двух культурах – русской и американской, – представляет свою книжную «золотую полку» составленной из авторов, по характеру письма, очевидно, интровертных. Возможно, здесь кроется вызов расширенному пониманию эффекта глобализма, очеловечивание рынка и потоков информации, приручение общих схем или диалог с ними. Во всяком случае, свифтовский Гулливер путешествовал между чужеродными мирами и был героем, по которому судили о соотношении «природного» и «рационального» на ранних этапах капитализма. Почему бы ему не появиться сейчас среди нас и не напомнить о единстве микро- и макрокосмоса, о перспективах и тупиках разума? Герметическое, сложное искусство обращено к универсалиям, которые присутствуют и в самой массовой продукции, но различие в том, что новизна образного языка сбивает нас с автоматизма восприятия.
        «Русский Гулливер» начал с поэтической книги Андрея Таврова «Парусник Ахилл», прозы Александра Иличевского «Бутылка Клейна» и Александра Давыдова «Три шага к себе...». Художник серии – график Владимир Сулягин.
        Так устроен дар Андрея Таврова, что испытывает на вкус, цвет и смысл каждое слово: чтение затруднено постоянной сменой ракурсов. А что такое экзамен, если не инсталляция новой эпистемы шоковым методом? Выходишь после экзамена и, кажется, знаешь все, о чем час назад имел смутное представление. Так и в поэзии Таврова: экзаменуется каждый фрагмент культурного мифа, в результате чего у нас возникает ощущение мифологической цельности. Конечно, культура, как и всякий образец, не подвергается тестированию, в этом был бы элемент дикости, однако у поэта этот запретный ход приводит к метафоре:

                Он лишь кузнечик, оболочка, срезанная трапеция.
                Он, как серебряная облатка и дрожит на ветру,
                исколотый наперсток подобен его нутру.

        В прозе Иличевского герой включен в фатальный ход событий, его судьба не принадлежит ему. Это рассказ о сознании, пытающемся пробудиться, это сон (по определению Вадима Месяца), из которого герой хочет выйти с помощью наивной логики, и чем искренней его намерения, тем ошибочней действия. В повести «Дом в Мещере» Глеб оказывается в хосписе, в мире мертвых, которым управляет его возлюбленная, и каждая встреча с очередным терминальным пациентом оказывается новой возможностью понять себя и пересоздать. Но ему не удается преодолеть магический круг и «переписать себя». Зато у Глеба возрастает острота зрения, и он буквально слепнет от открывшегося ему света. (Вспоминается пастернаковское: «Солнце тут же японскою тушью переписывало мертвецов».) У Иличевского «переписывание» – еще и рабочая черта. Это не просто взыскательность, это нервный накрут, дьявольская непримиримость к фальши, маниакальный перфекционализм. Это наглядное, спазматическое формирование, лепка индивидуальной манеры, когда внутреннее время, обеспеченное недостижимой свободой, катастрофически сжимается, при том, что внешнее – совсем не торопится.
        В прозе Александра Давыдова мы сразу попадаем на территорию мифа, без всякой подготовки, без стадий адаптации и, кажется, без «плана эвакуации». Это континуум символов, хтонических существ, где действительно, как в «Гулливере», все масштабы перепутаны. Медведи, эмбрионы, молекулы – никаких обиходных форм. Стилистически – это область сказа, притчи.
        Интересно, что почти одновременно с книгами «Русского Гулливера» Вадим Месяц выпустил с московским Violin Jazz квартетом компакт-диск со своими песнями под названием «Норумбега. Апология варварства». Это музыкальное издание совсем не призвано комментировать идею книжной серии, тем не менее CD резонирует по аутентичности материала: это ритуальные песни воображаемого северного народа. Восприятие – суггестивно, мир не расщеплен европейской диалектикой, «они не мажут волосы своих жен красной глиной, а бреют их ноги перламутровыми ножами, наряжают их в ткани из душистого шелка вместо льняной рубахи, потому что они не люди, а так – соседи...».
        Это доисторический театр воинов и сумасшедших. Я связываю песни Месяца с опытом изучения, перевода и варьирования шаманских текстов Джеромом Ротенбергом, современным американским поэтом. Ротенберг описывает фестивали снов («ононхаройя», буквально «переворачивание мозгов»), в которых участвовали группы северо-западных индейских племен Америки. Элемент «чудесного», безусловно, сопутствует общему настроению архитектуры книжного проекта и общему для всех авторов свойству нарушать границу живого и мертвого, видимого и невидимого.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service