О книге Дмитрия Григорьева «Другой фотограф»
Книжная полка Владимира Губайловского

Владимир Губайловский
«Новый мир»
2009, № 7
Дмитрий Григорьев. Другой фотограф. Книга стихотворений. М., «Центр современной литературы», 2009, 88 стр. (Серия «Русский Гулливер»).


        Валерий Шубинский — критик тонкий и точный — пишет в предисловии к этой книге: «Дмитрий Григорьев <...> как плотник, сколачивающий из крупных досок простую и прочную конструкцию, которая, ко всеобщему удивлению, способна летать».
        Так и есть. Григорьев работает прямым называнием вещей, он использует чистые цвета — красный, черный, зеленый (и много других, и почти без оттенков), он берет большие слова — слезы, огонь, небо. Это — техника примитивизма.
        А можно ли так писать? Не станет ли все, что получается с помощью такой техники, тривиальным повтором чужих, много раз говоренных слов? Оказывается, нет.
        Но интересно попробовать понять, почему же эти фанерные самолеты летают. На мой взгляд, все дело в том, что на фоне общих называний и чистых цветов вдруг происходит перелом, переход на другой уровень релевантности — высказывание конкретизируется, становится сугубо личным, частным, а потому достоверным.
И эта конкретность дарит доверием и общие вещи, и они тоже обретают жизнь. И фанерный самолет взлетает, потому ясно: в нем сидит человек.

        Он едет мимо нашего дома
        на телеге, полной застывших слёз,
        он засеял уже всю дорогу
        и нам целый мешок привёз.

        Молоко превращается в простоквашу,
        дорога становится глиняной кашей,
        мешок тяжёлый лежит у порога,
        открывать его страшно.

        Вот это явление мешка и делает стихи — стихами. Его страшно открывать, страшно, страшно...






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service