|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Все публикации . предыдущая публикация |
О книге Санджара Янышева «Природа»
Книжная полка Владимира Губайловского
|
Санджар Янышев. Природа. М., Издательство Р. Элинина, 2007, 49 стр. («Литературный клуб «Классики XXI века»).
Эмоциональным центром этой небольшой поэтической книги для меня стало написанное верлибром стихотворение «Сестрины» из цикла «Страшные сказки». В нем есть такие строчки: «Младенцы Муравина Вера (1.06.2002 — 5.06.2002) / и Муравина Леся (1.06.2002 — 9.06.2002) / покоятся здесь. / Такие имена не могут исчезнуть». Даты рождения и смерти девочек-близнецов почти совпадают, как у бабочки Бродского: «Сказать, что ты мертва? Но ты жила лишь сутки». У Янышева — чуть дольше. Такая короткая жизнь мало отличается от смерти. Это нечаянный всплеск над черной гладью небытия. Но и длинная жизнь — тот же процесс умирания. С этим невозможно смириться. С этим нельзя бороться. Это можно попытаться осмыслить. Назвать книгу «Природа» — можно, но потом нужно стихами доказать, что вся природа в этой книге есть. Вся без остатка. И Янышеву это удается. Фактически он описывает природу симметрично разделенной надвое — как взаимное отражение жизни в смерти и смерти в жизни: это — двойники, это — близнецы. «Природа» — это книга о трагической границе, и в ней есть стихи с характерными названиями: «Близнецы», «Зеркало», «Мертвое живое». В книгу Янышева вошли два стихотворения, названные «Собаки в московском метро» и «Собаки в московском метро-2»:
Вот ваша булочка, сосиска, печень с кровью. Весь фокус в том, что, смертью смерть поправ, перестаешь быть целым — но и дробью: летишь в ладонь, а попадешь в рукав. Вот почему, унизившись до правды, самоубившись всклень, наемшись в сныть любви и мелкой тли, любви и горькой хны, любви и ббольной пранды, я прощена любить любить любить любить любить любить любить
О «странных сближеньях». Ничего не зная о существовании этих стихов, несколько лет назад я написал верлибр в псевдовосточном стиле: «Возвращаясь с вечера поэтов Дмитрия Тонконогова и Санджара Янышева в салоне „На Рублевке”»: «Собака спит на мокром мраморе метро. / Перед мордой — нетронутая сосиска. / Сырая московская ночь в середине зимы. / Отчего же / так светло и немного тревожно?» Что-то «собачье» определенно есть в поэзии Санджара Янышева, наверное, это ее трогательная верность и бескорыстное тепло.
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
27.11.2024
Канат Омар о языковой самоидентификации, петербургских литературных встречах, поэтах Казахстана и поэме «Зрачок замёрзшей». Беседовал Владимир Коркунов
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
|
|
|