Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
О книге Санджара Янышева «Природа»
Книжная полка Владимира Губайловского

01.05.2008
Новый мир
2008, №4
Санджар Янышев. Природа. М., Издательство Р. Элинина, 2007, 49 стр. («Литературный клуб «Классики XXI века»).


        Эмоциональным центром этой небольшой поэтической книги для меня стало написанное верлибром стихотворение «Сестрины» из цикла «Страшные сказки». В нем есть такие строчки: «Младенцы Муравина Вера (1.06.2002 — 5.06.2002) / и Муравина Леся (1.06.2002 — 9.06.2002) / покоятся здесь. / Такие имена не могут исчезнуть». Даты рождения и смерти девочек-близнецов почти совпадают, как у бабочки Бродского: «Сказать, что ты мертва? Но ты жила лишь сутки». У Янышева — чуть дольше. Такая короткая жизнь мало отличается от смерти. Это нечаянный всплеск над черной гладью небытия. Но и длинная жизнь — тот же процесс умирания. С этим невозможно смириться. С этим нельзя бороться. Это можно попытаться осмыслить.
        Назвать книгу «Природа» — можно, но потом нужно стихами доказать, что вся природа в этой книге есть. Вся без остатка. И Янышеву это удается. Фактически он описывает природу симметрично разделенной надвое — как взаимное отражение жизни в смерти и смерти в жизни: это — двойники, это — близнецы. «Природа» — это книга о трагической границе, и в ней есть стихи с характерными названиями: «Близнецы», «Зеркало», «Мертвое живое».
        В книгу Янышева вошли два стихотворения, названные «Собаки в московском метро» и «Собаки в московском метро-2»:

            Вот ваша булочка, сосиска, печень с кровью.
            Весь фокус в том, что, смертью смерть поправ,
            перестаешь быть целым — но и дробью:
            летишь в ладонь, а попадешь в рукав.
            Вот почему, унизившись до правды,
            самоубившись всклень, наемшись в сныть
            любви и мелкой тли,
                        любви и горькой хны,
                                    любви и ббольной пранды,
                                    я прощена любить любить любить любить любить любить любить

        О «странных сближеньях». Ничего не зная о существовании этих стихов, несколько лет назад я написал верлибр в псевдовосточном стиле: «Возвращаясь с вечера поэтов Дмитрия Тонконогова и Санджара Янышева в салоне „На Рублевке”»: «Собака спит на мокром мраморе метро. / Перед мордой — нетронутая сосиска. / Сырая московская ночь в середине зимы. / Отчего же / так светло и немного тревожно?»
        Что-то «собачье» определенно есть в поэзии Санджара Янышева, наверное, это ее трогательная верность и бескорыстное тепло.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service