Елена Фанайлова. Черные костюмы. М., «Новое издательство», 2008, 96 стр. («Новая серия»).
Разве это поэзия? Разве поэзия не требует предельного обобщения, такого взгляда на мир, на происходящее с тобой, который концептуализирует эмоцию и делает возможной передачу чувства и знания сквозь время, далекому собеседнику, «читателю в потомстве»? Это — крик отчаяния и гневный окрик. Стихи, написанные в стилистике радиорепортажа, с множеством реальных узнаваемых персонажей. Стихи, посвященные памятным событиям — будь то похороны Ельцина или поражение Маши Шараповой на Уимблдонском турнире. Стихи — отказа: «Меня волнует чистая ненависть / Ее лезвие». Саркастический, высказанный «с особым цинизмом» приговор современникам и современности, где «Нефть прет изо всех пор, / Изо всех дыр, / Мой друг / И дурно делается / И нефть подступает к горлу». Поэт отличается от прочей публики тем, что он никому не желает зла и никого не убивает — ни словом, ни делом. Кроме самого себя. Это себя он разбивает о стену — о стену из черных костюмов, с «глазами синего льда и карего льда». И потому он получает право на приговор, на высказывание последней степени жесткости. Если ему больнее всех, радиорепортаж становится высоким и чистым звуком, молитвой о спасении, которую в этом пространстве больше произнести некому. Возможно, в книге Фанайловой «Черные костюмы» мы видим рождение нового жанра — трагической репортажной поэзии. Но главное, это — настоящая поэзия.
|