«Биробиджан — Земля обетованная»

Яков Гордин
«Дружба Народов»
2009, № 8
Досье: Александр Мелихов
Александр Мелихов. Биробиджан — Земля обетованная. — М.: Текст, 2009.

        Александр Мелихов в современной литературе — один из наиболее глубоко и нетривиально думающих писателей. В частности, последние годы его волнует проблема самоидентификации «русского еврейства».
        Задачи, которые он ставит перед собой, — не просто исследование явлений, но поиски путей выхода из фундаментального психологического кризиса, в который загнал себя человек.
        Если в своих романах Мелихов остается в сфере частного существования героев, то в публицистике он, естественным образом, выходит в сферы социально-политические.
        Примером тому его работа «Биробиджан — земля обетованная».
        В романе «Красный Сион», который по своей напряженной трагичности не может, на мой взгляд, оставить равнодушным ни одного нормального человека, прослеживаются конкретные человеческие судьбы. В публицистической работе «Биробиджан — земля обетованная» исследуется явление — феномен реализации мечты евреев о своем государстве.
        Одна из основных идей Мелихова — миром движет человеческая мечта. По его выражению — греза. «Грезы штука такая: чем внимательнее в них вглядываешься, тем меньше от них остается. И все же — почему бы не помечтать? Без примеси утопизма невозможна никакая длительная совместная работа на будущее. О человеческой страсти творить утопии можно сказать ровно то же, что и обо всех иных человеческих страстях: с ними опасно — без них невозможно».
        Мелихов предельно внимательно всматривается в утопический мир, построенный отнюдь не только человеческим воображением, но и жестким человеческим расчетом.
        История создания Еврейской автономной области в Приамурье — история, с одной стороны, вдохновенной мечты, с другой — циничного обмана.
        В исследовании Мелихова две составляющие: одна — зловещая политическая игра, проводимая Сталиным и его подручными; другая — искреннее стремление советских и зарубежных евреев обрести свою землю и доказать, что они способны в любых условиях построить «свой дом». Свою работу Мелихов начинает со злободневной полемики — сегодняшние примитивные антисемиты разных мастей, более сложные явления — двухтомный труд Солженицына, идеологические парадоксы коммунистов и так далее. Но главное — не это. «Пришло время поразмыслить, что из этой попытки создать для евреев новую родину, где бы они могли стать "нацией как нацией", все-таки получилось, а что провалилось без следа, сколько в этом строительстве Земли обетованной было утопического, а сколько прагматического, сколько романтического, а сколько цинического, сколько демагогического, а сколько искреннего, — и какими уроками биробиджанского подвига и биробиджанской трагедии мы сегодня могли бы воспользоваться».
        Смысл работы Мелихова именно в том и состоит, что он по своему обыкновению старается разглядеть в кромешной, казалось бы, трагедии и некое плодотворное начало, в крушении мечты — утопии — надежду на возникновение новой мечты.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service