Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Анна Голубкова о книге Марии Галиной
В своем углу: Субъективные заметки о книгах и об их авторах

30.10.2009
          Несмотря на частый упрек в излишне пристрастном внимании к творчеству своих друзей и знакомых, личное общение с автором является для критического исследования скорее преимуществом, чем недостатком. В самом деле, учитывая достаточно проблемное положение с публикациями и нередкий редакторский произвол, есть большая вероятность, что до читателя дойдет лишь определенный срез творчества того или иного поэта. И потому именно личное знакомство помогает обычно составить более или менее полное мнение о творческой манере исследуемого автора. Конечно, могут мне возразить, поэт не обязан во всякое время дня и ночи быть именно поэтом, и в определенные моменты он может быть малодушно погружен в разные суетные заботы, но, тем не менее, есть некие общие законы действия художественного сознания, которые одинаково проявляются и в жизни, и в стихотворениях.
          Так вот, это правило совершенно не сработало на стихах Марии Галиной. Возможно, впрочем, произошло это еще и потому, что мне неоднократно приходилось их слышать в авторском чтении, во время которого Галина акцентировала скорее какие-то сюжетные аспекты своих стихотворений, чем их сложную, временами почти избыточную, какую-то, если так можно выразиться, ветвистую образность. Эта манера чтения хорошо вписывалась в рамки сложившегося у меня представления о Галиной как о весьма интересном прозаике, который строит свои романы на событийном сюжете. Точно так же и в стихотворениях, казалось мне, она в первую очередь рассказывает именно истории. Впечатление это было в корне неправильным. Стихи Марии Галиной, безусловно, нужно читать глазами и не один раз – и тогда вдруг оказывается, что вопреки сложившемуся критическому мнению не стихи Галиной растут из прозы, а, наоборот, как раз проза является более упрощенным аналогом ее сложной и многозначной поэзии. Думается, что разбираться тут придется еще долго. Пока что хотелось бы остановиться на двух моментах – работе с мифологическим опытом и точном воссоздании реалий советского быта.
          Элементы мифологии могут выполнять в стихах и прозе самые разные задачи – от основных структурообразующих до орнаментальных. Однако крайне важно с самого начала понимать, с чем именно мы имеем дело – с элементами, если так можно выразиться, «чистого» мифологического сознания или же с мифологией, пропущенной через достижения мировой культуры. В стихах Галиной, как мне кажется, представлен именно второй случай. В качестве примера первой модели можно привести прозу Сергея Клычкова («Сахарный немец», «Чертухинский балакирь»), очень удачно сочетавшего утонченную модернистскую поэтику с непосредственно пережитым мифологическим опытом. Стихи Галиной устроены по-другому, для нее мифология – это, скорее, способ наглядного обозначения того неведомого, что находится за гранью человеческого восприятия, а также той бездны, которую можно найти в душе каждого человека. Главным же в этих стихах, по-моему, является чувство экзистенциального одиночества, полной беззащитности отдельного человека, его затерянности в огромном и страшном мире.
          С этой точки зрения ключевым в книге, конечно же, является стихотворение «Человечек» (с. 46), в котором Галина описывает ощущения, знакомые практически всем. Герой ее стихотворения летит на самолете среди холода и мрака непонятно куда и непонятно зачем. Но в отличие от обычных пассажиров он не боится авиакатастрофы, а совсем наоборот – хочет, чтобы она случилась, потому что тогда в его жизни появится хоть какой-то смысле и он будет хоть кому-то нужен: «Ах, как сладко, когда, вселенную теребя / Бортовыми огнями, ищут во тьме тебя». Человечек внутренне готовится к испытанию, но ничего не происходит, и он по-прежнему остается абсолютно одиноким и никому не нужным. И довольно жуткое впечатление после этого остается от слов «надежды нет», завершающих стихотворение. Как и в ее прозе, самым страшным в стихах Галиной оказывается не какое-то враждебное человеку сверхъестественное явление, а его собственная одинокая душа.
          Не знаю, могут ли читатели, не имеющие непосредственного опыта жизни в Советском Союзе, восстановить по стихам Галиной ту незабвенную атмосферу, но для меня отдельные детали ее стихотворений становятся чем-то вроде прустовской магдаленки, сразу же погружающей в давно прошедшее прошлое. Возьмем, к примеру, стихотворение «Красная шапочка» (с. 14). Достаточно дойти до строчек: «пионерский галстук с рваными уголками», «у нее рукава перепачканы мелом», «у нее на шее болтается ключ от дома», – как сразу же удивительным образом возвращается собственное школьное детство. Галиной свойственна потрясающая точность в изображении детали – ведь действительно уголки у пионерских галстуков быстро рвались и распускались, школьный мел оставлял на коричневых платьях заметные пятна, а ключ от дома вешался на шею на длинном ботиночном шнурке. И вот именно в таких деталях и мелких бытовых подробностях у Галиной и воскресает советская эпоха – не как навсегда утраченный идеал или, наоборот, некая экзистенциальная страшилка, а как своеобразная Атлантида, навсегда скрывшаяся в волнах истории.
          Хочется также еще отметить, что по сравнению с предыдущим поэтическим сборником «Неземля», за который Мария Галина получила премию «Московский счет», книга «На двух ногах» представляется мне более компактной и целостной, более ярко и отчетливо проявляющей основные тенденции ее поэтического творчества.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service