Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Премия «Дебют» и фантастика

24.09.2008
«Реальность фантастики»
2008, № 4-5
1.


        Российская независимая премия «Дебют» - наверное, самый масштабный конкурс молодых литераторов на территории СНГ (за семь лет существования на конкурс было прислано в общей сложности около 300 тысяч рукописей. География конкурса охватывает все регионы России, Украину, Белоруссию, Молдову, Латвию, Эстонию, Грузию, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан; практически все страны Европы; США, Бразилию, Израиль, Австралию, Японию, ЮАР, Китай…
        Подавать рукописи на конкурс могут авторы до 25 лет включительно, пишущие на русском языке. Вот, собственно, и все ограничения.
        Остальное – дело амбиций, способностей и, скажем так, адекватности авторов; любой молодой человек, полагающий свои произведения достойными рассмотрения, может отправить свои тексты на конкурс (сайт «Дебюта»). В случае удачи им светит участие в дебютских сборниках, литературный семинар в подмосковных Липках и внимание прессы, а победителям в каждой из номинаций достается еще и весомая денежная премия. Но не это главное. Главное то, из премиальных пулов «Дебюта» вышла едва ли не вся нынешняя литература, условно говоря, «тридцатилетних». Вчерашние лауреаты и финалисты, да и многие из лонг-листеров активно публикуются и во многом задают тон сегодняшней прозы, поэзии и литературной критики.
        Премия включает три постоянные номинации - крупная проза, малая проза, поэзия, и несколько плавающих - драматургия, детская литература, критика…
        Номинация «Фантастика» - тоже плавающая. За всю историю премии она присутствовала всего дважды. Однако если учесть, что у истоков премии стояли такие крупные фигуры современной «странной» прозы, как Дмитрий Липскеров и Ольга Славникова, то внимание премии к фантастике и фантастам совершенно объяснимо. Тем более, что постоянный координатор премии Ольга Славникова не только получила «Русского Букера» за вполне фантастический роман «2017», но еще в бытность свою екатеринбургским писателем стояла у истоков «Аэлиты» и сотрудничала со знаменитым «Уралом», то неудивительно, что у фантастов здесь понимают и любят. А если еще добавить, что в жюри в разные годы входили Михаил Веллер, Александр Кабаков, Михаил Успенский…
        Вот и результат:
        В 2006 году в номинации «крупная проза» одним из финалистов «Дебюта» стал Владимир Данихнов из Ростова-на-Дону с романом «Чужое». Сейчас этот роман вышел в рижском издательстве «Снежный ком», специализирующемся на неформатной, «элитарной» фантастике. «Чужое» - роман странный. Его герои – алкаши и недотепы, попавшие в странные, сюрреалистические обстоятельства, остаются алкашами и недотепами, ведут задушевные беседы о смысле жизни, любят и бьют друг другу морды… И так до самого конца так и непонятно, то ли некий высший разум действует на сознание главного героя Шилова, имитируя для него некую новую реальность, то ли сама реальность плывет, открывая зияющие прорехи…
        А в 2007 году лауреатом «Дебюта» в номинации «крупная проза» стал Станислав Буркин с романом «Фавн на берегу Томи». Поначалу роман о мистических приключениях молодого учителя в сибирской провинции конца Х1Х века проходил по номинации «Фантастика», но вызвал такой интерес экспертного совета, что передвинулся в главную номинацию премии. Надеюсь, что к тому времени, как выйдет эта статья, читатели смогут познакомиться с этим романом, и решить – фантастика это или все-таки мистико-исторический роман с богатым использованием этнографического местного материала.
        Наверняка знакомый читателям РФ киевлянин Владимир Аренев, чьи книги выходили в «Сталкере», «Форуме» и «Азбуке», несколько лет назад стал финалистом «Дебюта». Лауреатом «Дебюта» был кишиневский журналист Владимир Лорченков – его иногда называют «молдавским Кустурицей». Сейчас в московском издательстве «Гаятри» вышло сразу несколько его книг.
        Как я уже говорила, конкурс в номинации «Фантастика» за всю историю премии проводился дважды. В 2003 году премию получил Александр Силаев – писатель чудной, ернический и ироничный (повесть «Армия Гутэнтака»).
        А в 2007 году лауреатом стала Ольга Онойко (роман «Хирургическое вмешательство»).

2.


        Поскольку я имела некоторое отношение к премиальному пулу прошлого года, расскажу о номинантах и лауреатах.
        Несмотря на молодость, Ольга Онойко – не новичок в литературе. Ее «Дикий порт» и «Доминирующая раса» вышли в Лениздате под псевдонимом Олег Серегин. «Хирургическое вмешательство» (его планирует в этом году выпустить московское издательство «Форум»), сложный, неформатный роман, ближайшим аналогом которого, наверное, будет «Vita Nostra» Марины и Сергея Дяченко. Разве что вместо «грамматических конструкций» здесь взаимодействуют с людьми боги, порожденные совокупным человеческим сознанием, да еще Мать-Земля – природная темная стихия, неразумная, но одушевленная. Роман Онойко убедительно доказывает, что масштаб таланта не зависит от возраста, вернее, что писателями просто рождаются, а дальше уж – как повезет.
        Кроме лауреата есть еще три финалиста и лонг-лист из десяти-пятнадцати фамилий. Иными словами, около двадцати хороших текстов, а если учесть, что некоторые вошли в лонг-лист с подборками рассказов, то и больш). Что же им так и пропадать неопубликованными? (С победителями «Дебют» подписывает договор на первопубликацию презентационного тиража).
         Решение, по-моему, найдено удачное: все (или почти все) тексты лонг-листа номинации «Фантастика-2007» предоставлены организаторами премии для публикации в РФ-ке. Многие из них к этому времени уже успели выйти, а значит, знакомы читателю. Но я напомню о них вкратце, хотя бы для того, чтобы читатель получил представление о том, что востребовано в «Дебюте».
        Артем Морозов – самый молодой участник «Дебют» (на момент подачи рассказов на конкурс ему исполнилось 15 лет) вошел в лонг-лист с рассказом «Как там папа»; о мальчике, играющем в солдатики и о глобальной войне, одновременно дублирующей и провоцирующей его игру. Этот рассказ был напечатан в РФ не по итогам конкурса, а намного раньше.
        Марина Макина, чья «La vita e bella» выворачивает наизнанку избитый сюжет о похищении принцессы драконом. История любви в двух десятках лаконичных главок-новелл одновременно иронична, трогательна и парадоксальна. Добавлю, что история дракона и принцессы имеет продолжение, с которым могли ознакомиться друзья автора по Живому Журналу. Алексей Соколов, чей рассказ «Последнее слово» покорил суровые сердца членов жюри настолько, что его только по одному этому рассказу дополнительно – четвертым – включили в состав финалистов. При помощи одного-единственного фантастического допущения – коты перед смертью обретают дар речи и могут общаться со своими хозяевами – как выяснилось, можно написать рассказ, способный выжать слезу даже из суровых мужских глаз. Москвичке Тамаре Останиной всего 18 лет, но ее повесть «Каменная вода» - странноватая фэнтези с детективно-психиатрической подоплекой – обещает в скором времени появление интересного и сильного писателя (возможно, не фантаста). Единственный недостаток повести – некоторая затянутость, неумение «резать по живому», остро необходимое каждому профессионалу. Рассказ Дмитрия Тихонова «Смех» эксплуатирует беспроигрышный антураж вестрена, однако в совершенно неожиданном, сказочно-притчевом ключе.
        Все эти рассказы уже знакомы читателям журнала. А с рассказами двух финалистов – Руслана Нугуманова из Уфы и Тима Скоренко (Минск), как я надеюсь, вы еще сумеете познакомиться на страницах РФ. Их тексты совсем непохожи друг на друга – метафорические притчи Нугуманова и жесткие, энергичные рассказы Скоренко объединяет только одно: они написаны талантливо.

3.


        Здесь, пожалуй, можно коротко сказать о тенденциях. На конкурс по номинации «Фантастика» после предварительного отсева по формальным признакам было отобрано свыше 300 авторов. И хотя все они были самого разного (иногда несопоставимого) уровня, авторы были свободны и от имперской истерики, и от агрессивного национализма; чем порой грешит «взрослая» фантастика. Это, по-моему, очень хорошо. Равно как и то, что практически весь корпус фантастических текстов иначе как гуманным не назовешь (тот же Тим Скоренко весьма жёсток в своих фантастических экспериментах, но гуманистический посыл в его самом свирепом рассказе был отмечен всеми участниками литсеминара). Фантастика, особенно фантастика отечественная – жанр сам по себе очень здоровый, особенно когда он свободен от внешней коньюктуры. Лично меня это радует. А вот «розовой фэнтезятины» на конкурс было подано в избытке - едва ли не половина конкурсного потока. Это, скорее всего, «хвост» прошлой моды (на конкурс детской литературы «Заветная мечта» такие произведения в прошлом году поступали в изобилии, в этом – поток иссяк). Эксперты премии (и читатели) отдают предпочтение текстам неформатным, решающим, помимо сюжетной, еще и чисто литературные задачи. Графомания и подражательство обычно идут рука об руку, наверное, всем, кто решится участвовать в любых открытых конкурсах, где бы они ни проводились, следует об этом помнить.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Проекты:

Последние поступления

31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт
13.01.2018
О книге Михаила Айзенберга «Справки и танцы»
Лев Оборин
13.01.2018
О книге: Михаил Айзенберг. Справки и танцы. – М.: Новое издательство, 2015
Алексей Конаков

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service