Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Виктор Ерофеев  .  предыдущая публикация  
«Мы повторяем зады западного отношения к литературе»
Интервью с Виктором Ерофеевым

19.09.2007
Газета GZT.RU, 18.09.2007
Досье: Виктор Ерофеев
Сегодня исполняется 60 лет Виктору Ерофееву — писателю, литературоведу и эссеисту, одному из тех авторов, чье творчество кардинально изменило облик русской литературы. Его роман «Русская красавица» или рассказ «Жизнь с идиотом», который лег в основу одноименной оперы Альфреда Шнитке, в свое время воспринимались как скандальные, а теперь принадлежат к современной классике. Накануне юбилея интервью у Виктора Ерофеева взял корреспондент «Газеты» Кирилл Решетников.

        — В романе «Хороший Сталин» вы вспоминаете о достаточно давних событиях. Почему такая книга возникла лишь в 2000-х годах?
        — В этой книге я пишу о моих родителях, а родители — это самая деликатная тема. Мне хотелось написать обо всем этом с некоторого расстояния. О семье, о родителях писать трудно — это труднее, чем писать самые недозволенные тексты. Поэтому была сделана такая пауза. Нужно было все внимательно осмыслить, найти точные слова и жанр.
        — Каждый выпуск вашей телепередачи «Апокриф» посвящен какой-то определенной теме. Как вы выбираете темы для этих бесед?
        —
Я выбираю те темы, которые меня лично волнуют. Вообще, «Апокриф» — это в каком-то смысле дневник писателя. Но постепенно этот дневник перерос в программу о базовых ценностях жизни. Сейчас я вижу в этой передаче два основных момента. Во-первых, я делаю то, что меня интересует, то есть продолжаю свой дневник писателя. А во-вторых — обращаю внимание на то, что может волновать всех нас в обществе, где ценности были разрушены дважды в течение последних 100 лет.
        — Бывает ли так, что над выбором темы приходится долго думать?
        —
Разрушенных ценностей, к сожалению, так много, что особенно думать и не приходится.
        — Вы много занимаетесь литературоведением. Как это соотносится с вашим собственным творчеством? Когда вы пишете художественную прозу, в вас продолжает жить литературовед?
        —
Не думаю. Но литературоведческий базис дал мне возможность посмотреть на литературу глазами человека, который может ее анализировать. Я очень благодарен литературоведению — это одна из основ моего писательского существования.
        — В советское время, когда литературная ситуация была крайне специфичной, вы, наверное, предполагали и даже знали, что рано или поздно все будет по-другому. Сбылись ли ваши ожидания теперь?
        —
Все и тогда было не так плохо. Просто эпоха умерла, и я по этому поводу написал статью «Поминки по советской литературе». Стала пробиваться другая литература, основанная прежде всего на, собственно, литературных ценностях. Она существует, она живет, и сегодня это главная литература. Естественно, при свободе рынка она подвергается разного рода давлению, в том числе со стороны паралитературы — детективов и всего прочего. Но так происходит во всех странах. Просто мы привыкли к тому, что мы везде первые, а тут мы целиком и полностью последние. Мы еще не привыкли жить в рыночных условиях. Так что с литературой все нормально.
        — И все же: если бы, скажем, в 1970 году произошло маленькое чудо и вам дали прочесть какую-нибудь из русских книг, написанных и ставших популярными в 2000-е годы, вы бы удивились?
        —
Вы знаете, я провел детство во Франции, а там ситуация уже во времена моего детства была аналогична тому, что делается сейчас здесь. Мы повторяем зады западного отношения к литературе. Так что я бы не удивился ни в 1970-м, ни в 1960-м.
        — В свое время вы составили сборник «Русские цветы зла», который объединял важные для вас тексты современных русских писателей. Появился ли материал для подобного сборника в последние годы?
        —
Дело в том, что в русской литературе возникла малоприятная пауза. Последний писатель с мировым именем, которого до сих пор считают молодым, — это Пелевин. После него появилось много хороших, симпатичных, милых писателей, но никто из них еще не представляет собой исключительного явления. Поэтому какие тут могут быть сборники? В «Русских цветах зла» были собраны произведения состоявшихся писателей. Был у меня сборник «Время рожать», вышедший в 2000 году, где я попытался представить совсем молодую литературу, но это была уже другая задача: мне просто хотелось понять, что нас ждет. Эта молодая литература пока еще не развернулась в зрелую.
        — И сейчас нет молодых писателей, пусть еще не оперившихся, которые были бы вам особо интересны?
        —
Это немножко некорректный вопрос. Неоперившихся писателей не бывает. 16-летний Лермонтов, Рембо или ранний Пушкин — это уже огромные дарования. В течение жизни писатель меняет стиль, но гений виден сразу. А чтобы заинтересовать меня, особенно как литературоведа, нужно создать свой собственный мир. Такого мира наша молодая литература еще не создала. Писателей, которые могут что-то ярко и выразительно описать, немало. Но это ведь не главное. Главное — чтобы энергия шла не из тебя, а из каких-то метафизических сфер. Такого метафизического творчества я пока не вижу.


  следующая публикация  .  Виктор Ерофеев  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service