Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Литературные проекты

Дебют
Премии

Дмитрий Кузьмин, Новый Мир, №3
Дело в том, что литературное творчество и его экспертная оценка — это, вообще говоря, две разные специальности. И не потому, что, согласно старому анекдоту, чукча не читатель, а писатель (хотя иной раз и так бывает), а потому, что эти два вида деятельности предполагают различную профессиональную этику — особенно в культурной ситуации постмодерна, навсегда отменившей «большой стиль», то есть твердую гегемонию некоторого определенного типа письма. Писатель имеет полное право интересоваться в литературе преимущественно или исключительно тем, что созвучно его собственной манере, — окрестностями его собственного места на литературной карте. В хорошем случае он при этом про другие участки на карте не высказывается, в плохом — бранит их и объясняет, что во всех краях и областях, кроме его собственного «субъекта поэтической федерации», обитают бессовестные обманщики народа, да еще и с песьими головами. Задача эксперта, вообще говоря, строго противоположная. Ему важно определить, в каких регионах происходит наиболее интенсивный рост (пресловутые «тренды»), в каких инновационная активность себя практически исчерпала, в каких на фоне преобладающего холостого хода творческих механизмов («автоматизация», по Шкловскому) вдруг возникает неожиданный свежий и самостоятельный жест, — словом, разобраться в том, что в целом происходит, потому что только в контексте этого целого становится ясно, чем те или иные конкретные сочинения замечательны, в противном случае мы имеем бессмысленное «стихотворение, прекрасное само по себе». / далее
Еженедельник 2000, №17 (556), 29 апреля – 5 мая 2011 г.
Великие открытия в поэзии мы меряем количеством сорванных крыш у читателей, устойчивым общественным резонансом, неослабевающим интересом критиков и литературоведов. В этом смысле да, сейчас тихо. Но на мой слух и глаз, современная поэзия на несколько голов перерастает и золотой, и серебряный условные века. Просто, как обещалось в Евангелии, «и будут алмазы валяться по обочинам дорог в конце времен, и никто не будет их подбирать». / далее
Линор Горалик, Книжное обозрение
При желании можно видеть, как эти поэтики образуют некоторый спектр, — «женщина-дитя» Логвинова, конгруэнтная своему поколению Маренникова и подчеркнуто «взрослая» Цветкова. / далее
Мария Галина, «Реальность фантастики», 2008, № 4-5
Российская независимая премия «Дебют» - наверное, самый масштабный конкурс молодых литераторов на территории СНГ (за семь лет существования на конкурс было прислано в общей сложности около 300 тысяч рукописей. География конкурса охватывает все регионы России, Украину, Белоруссию, Молдову, Латвию, Эстонию, Грузию, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан; практически все страны Европы; США, Бразилию, Израиль, Австралию, Японию, ЮАР, Китай… / далее
Иван Толстой, Радио «Свобода»
В нашей московской студии гости: лауреаты премии «Дебют» 2004 года поэт Анна Логвинова и литературный критик Юлия Идлис. Примите, прежде всего, поздравления с победой. Вместе с Анной и Юлией у нас есть еще один гость -поэт и прозаик Сергей Гандлевский, который в этом году стал председателем жюри, но, кажется, не полностью по своей воле? / далее
Андрей Урицкий, Новое литературное обозрение, Вып. 73 (2005)
Легче всего сказать, что премия заняла свое место на карте отечественной словесности, и поставить точку, но в реальности дело не в премии, а в тех авторах, которые с ее помощью войдут в литературу. Дело в самой литературе, в попытках предсказать ее будущее. И тогда «Дебют» — очередная игра, и все мы игроки, и у каждого свои ставки, а результатом игры становится постоянное обновление, постоянная гонка за исчезающей современностью. / далее
Людмила Вязмитинова, Новое литературное обозрение, Вып. 66 (2004)
Возникает стойкое убеждение, что в молодой русской поэзии установился стилистический мэйнстрим. Мэйнстрим этот, имеющий далеко отстоящие друг от друга, но вполне отчетливые берега, вобрал в себя и успешно переварил все эстетические приемы, опробованные русской поэзией богатого на эксперименты ХХ века – вплоть до достижений авторов, заявивших о себе только во второй половине 1990-х годов. / далее
Мария Галина, Знамя, №1, 2006
Возможно, главная особенность «поколения» – демонстративный разрыв с языком русского поэтического мейнстрима ХХ века с его изощренной рифмовкой и ритмикой, яркими зрительными образами и метафорами, обширными полями интертекстов. Ни наш авангард начала прошлого века, ни обэриуты, ни «лианозовцы» уже не кажутся новым молодым достаточно «непричесанными». / далее
Константин Леонидов, Ex Libris НГ
Читая подряд четыре поэтических сборника двадцатилетних (с небольшим хвостиком) авторов, невозможно избавиться от искушения увидеть за стихами некоторые поколенческие черты. Причем сам поэт может и не догадываться о том, какую именно историческую общность он представляет. Его голосом говорит многоголовое нечто. И чудо высказывания в том, что говорящему оно кажется (судя по обыденной интонации) почти банальным, а иному слушающему - неслыханным. / далее
Ольга Славникова, Новый мир, №12, 2004
Ее герои — неформальные молодые люди, путешествующие автостопом. Особый образ жизни, причины которого так же странны и так же неотменимы, как причины заниматься искусством. В поисках творческих влияний можно вспомнить, к примеру, Джека Керуака. Но когда герои, голосуя, рассредоточились по трассе, и вот всех увезли, остается один, — такой гоголевской грустью, гоголевской протяжностью русской дороги веет вдруг от повествования, что отечественная словесность не может не признать Игоря Савельева за своего. / далее
Полит.Ру
Если автор пишет из глубин своей интуиции, он не может учитывать рыночный спрос. Есть авторы, которые действительно пишут книги развлекательные. Ведь книжный рынок – это рынок развлекательного продукта. А есть авторы, которым не стоит терять на это время. / далее
Русский журнал
Я сейчас устремляюсь в сторону сюжетности. Не потому, что это модно или востребовано рынком, а потому, что я чувствую необходимость в опорно-двигательном аппарате. От присваивающего литературного хозяйства я перехожу к хозяйству устроительному. Видимо, заканчивается какой-то ранний период, период первой прозы, и начинается более зрелый. Что из этого получится – я еще не знаю, надеюсь, что-то получится. / далее
Санкт-Петербургский университет, №4-5 (3626-3627), 2003
Премия «Дебют» – абсолютно коммерческая штука. А насчет оценки творчества... Были более достойные люди, и решения жюри во многих номинациях вызвали недоумение не только у наблюдателей, но и у самих «шорт-листеров». / далее
Леонид Костюков, Еженедельный журнал, №090
Сборник молодых, составленный и изданный молодыми, не имеет никакого отношения к мейнстриму современной молодежной культуры, к установке на яркий примитив, эпатаж, намеренную небрежность. / далее
Архив публикаций
 

Все персоналии

Геннадий Алексеев поэт, прозаик
Санкт-Петербург
Поэт, прозаик. Родился в 1932 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (1956), кандидат технических наук. Преподавал историю искусства и введение в архитектурное проектирование в этом институте, доцент кафедры теории и истории архитектуры (1975). Участвовал в выставках как живописец и график, при жизни выпустил несколько книг стихов. Умер в 1987 году. Единственный роман, «Зелёные берега», был издан посмертно.
...


Аркадий Пахомов поэт
Москва
Поэт. Родился в 1944 г. Учился на филологическом факультете МГУ. В 1960-е гг. входил в поэтическую группу "СМОГ". Выпустил книгу стихов "В такие времена" (1989), в 1990-х гг. публиковался в журналах "Знамя", "Континент", "Новое литературное обозрение". Жил в Москве. Умер в 2011 г.
...

Все институции

Рекорд клуб
Нижний Новгород
С 2007 года киноцентр "Рекорд" - основная площадка для поэтических выступлений в Нижнем Новгороде (фестиваль "Стрелка", проект "Антология XXI", связанный с выступлением ведущих авторов разных поэтических поколений, и др.)
...


Представляем проект

Иностранная литература
Ежемесячный литературно-художественный журнал


Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service