Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Новый русский хит
Владимир Тучков приходит не только по Интернету

08.05.2008
НГ Exlibris
4 ноября 1999 г.
Владимир Тучков. Русская книга людей. - М.: Новое литературное обозрение, 1999, 368 с.

        Книгу открывает главный хит писателя - цикл «Смерть приходит по Интернету» (9 из 11 рассказов впервые были опубликованы в «Новом мире»), который четверо известных критиков посчитали одним из лучших произведений 1998 года.
        Замечено было, что кинематографистам уже удался тип нового русского человека - в фильме «Брат» Алексея Балабанова. Герои Тучкова - из той же серии: базаровы современности, профессиональные устроители мира, где все покупается и все продается. «Новый крепостник» Дмитрий, женоубийца-рецидивист Алексей, юный братоубийца Стив; бизнесмен Федор использует невесту в качестве приманки для льва, жена банкира Лидия травит поочередно трех человек...
«Розановый сад» - второй короб книги Тучкова. Нет ничего проще, чем пародировать «Опавшие листья»: пиши все, что вздумается, только не забывай менять «У книжной лавки» на «У телевизора».
         «Русская галерея», третий короб, симбиоз живописи и литературы - это упоенное описание картин, нарисованных богатым воображением автора: «На сковородке в шипящем масле жарится одинокий глаз, сохраняющий осмысленное выражение».
        Четвертый короб – «Психоз»: 47 частных случаев. Его никак не обойти стороной. Это как загадка: надо найти десять отличий в 47 сюжетных рисунках. Вот герой (случай 1) принимает встретившегося в лесу грибника за маньяка и... убивает его. Автор тем временем продолжает выстраивать свои алогично-логические конструкции дальше: грибник становится посетителем бара, литератором, просто прохожим. Маньяк оборачивается гэбэшником, наемным убийцей, колдуном... Тучков выступает «прозаиком-конструктивистом», родоначальником направления, которого пока нет. Изобретения инженера Тучкова работают на больном воображении больного общества в больной стране.
        Психоз передается двум следующим коробам – «Разным рассказам» и «Другим рассказам». Герои «топят дряхлых старух», «вставляют в рот дуло», «травятся уксусной эссенцией», разрезают ножами трупы; этому с саркастической улыбкой внимает писатель. Читателю приходит на ум Хичкок, но проницательный автор тут же, обгоняя неспешный ход его мысли, разъясняет: «Такое ни одному Хичкоку в кошмарном сне не привидится...» Если, конечно, Хичкок - не писатель Тучков.
        С ужасами гармонично уживаются мистика и балаган. Писатель то смеется-плачет, то плачет-смеется. У него летчик пытается протаранить пассажирский поезд, а велосипедисты бредут пешком - у них отобрали велосипеды, судьи тем временем пьют водку на промежуточном финише и рассказывают друг другу фантастические истории, и «беспрерывно разминаются в необъятных просторах России люди, кони, идеи». Это же гоголевская традиция! А как вам это: «К сожалению, над ними будет кому рыдать. К счастью, над всеми нами - некому. В глазах прокурора нет слез. За полураспадом следует вторая половина, уже не имеющая никакого смысла» - это, уже без шуток, прямое продолжение линии Замятин-Оруэлл-Хаксли, замешенной на русском духе.
Влияние народного фольклора наиболее заметно в пятой и шестой книгах для чтения - коротких побасенках, где сосуществуют президент с бутылкой и мэр с большим чугунным памятником, сбитые в стаи инженеры и гомосексуалисты; спорящие друг с дружкой налоговые инспекторы и проститутки.
        Отдельный разговор - о Тучкове-стилисте: то он следует бунинской традиции в литературе («стрелки, падающие, как продажные девки»), то отображает футуристические идиомы от народного сказителя Федотыча («На лАдью сУпонь прОстИть» и т.п.), то плетет «словесно-безответственные кружева» русских матерных слов.
        Писатель неоднозначен в оценке своих трудов: «Полученный продукт в силу всеобщих ложных этических и эстетических ориентиров воспринимался аудиторией как нечто пикантное и оригинальное, а посему заслуживающее одобрения и поощрения», - пишет он о неудачливом литераторе - герое рассказа, подытоживая и свое творчество. И тут же бросает фразу: «За всю долгую историю существования великой русской литературы, которая на мне прерывается...», после которой дружный хор критиков-консерваторов отвечает: «Поезд русской литературы, господин Тучков, «мчит в железной колее, откуда его выпихнуть не так-то просто даже пьяной бригаде».
        Одним словом, писатель по-прежнему учит нас жизни. Подход его - дидактический. «Нет в жизни ничего страшнее, чем абсолютные педагогические результаты», - говорит читателю автор. А что же читатель? Читателю предложены варианты - он может реагировать на книгу по-разному: один посмеется, второй поплачет, третий «изо всей силы всадит лезвие в живот», четвертый, «чуть покачиваясь, несколько, может быть, утрированно, спустится вниз по скрипучей лестнице», пятый – «бац!!!»...
        Но кто его знает? Может быть, сорок седьмой начнет собирать деньги на «большой чугунный памятник» новому классику?


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service