Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
«Не зовите стихами мои исступленные строчки»
О поэзии Вениамина Блаженного

20.04.2009
Weekend, 27.03.2009
№ 11(107)
        Вениамин Блаженный. Сораспятье. — М.: Время, 2009. — 414 с.
        Вышедшая в издательстве «Время» книга стихов Вениамина Блаженного (1921-1999) «Сораспятье» точно воспроизводит составленную им самим книгу, вышедшую в 1995-с в чуть ли не специально для такого случая созданном издательстве «Итекс-олегран» и давно исчезнувшую из продажи.
        Настоящая фамилия Блаженного — Айзенштадт. Он родился в 1921 году в местечке Копысь под Оршей, некогда — одном из центров хасидизма; окончил один курс пединститута, в эвакуации работал учителем истории, после войны — чертежником, переплетчиком, фотографом-лаборантом в инвалидной артели. Жил в Минске. Арсенией Тарковский, Александр Межиров, Виктор Шкловский восторженно отзывались о его стихах (эти отзывы приведены в книге), но помочь с публикацией не могли. Впервые его стихи были напечатаны в 1982 году. Умер он в 1999-м. В Минске Блаженный считался сумасшедшим, блаженным, регулярно попадал в психбольницу (которую в одном стихотворении он назвал «Дом обреченно-робких»).
        Поэзия Блаженного — поэзия постоянных, почти неподвижных, бесконечно повторяющихся тем: неистовые обвинения Богу-отцу («Мой дом везде, где побывала боль,/Где даже мошка мертвая кричала/Разнузданному Господу: — Доколь?../Но Бог-палач все начинал сначала»); такое же неистовое сострадание Богу-сыну («Я видел, как Христа лобзал распятый голубь:/»— И я, Христос, и ты —/Мы оба — хлеб ржаной господнего помола,/Хлеб нищей высоты»); мучения и гибель беззащитных и бессловесных существ («Дети, умирающие в детстве,/Умирают в образе зайчат/И они, как в бубен, в поднебесье/Маленькими ручками стучат./ “Господи, на нас не видны раны/И плетей на нас не виден след.../Подари нам в небе барабаны,/Будем барабанить на весь свет”»); картины загробного мира («Пора, пора и нам туда, где постояльцы/Сидят лицом к лицу, как птицы на лугу,/И на сухих губах сухие держат пальцы —/Ни звука, мой дружок, ни звука, ни гугу...»). Эти темы складываются в цельное мироощущение, с самого возникновения христианства составлявшее одну из его постоянных крайностей (в интересном послесловии Кирилл Анкудинов очень кстати вспоминает о гностиках).
        В этом томе стихов легко отыскать прекрасные строки, пассажи и целые стихотворения. Например: «Рассудку вопреки, я жил в огне и громе/И грыз свой черствый мозг, как хлеб с сухой руки,/Когда вокруг меня горели стены в доме/И пламенел рассвет — рассудку вопреки» или «Только бы видеть, как голубь — согбенная птаха —/Господа кормит своею повинною кровью/И как темнеет у Бога от крови рубаха:/Сыт он и пьян, утолен голубиной любовью» или (обращение к душе) «А может — может быть, зеваешь на окошке/И лапкой моешь рот,/Божественная тварь, задумчивая кошка,/Вся хорошея от зевот».
        Но по отношению к поэзии Блаженного такой подход, обычный подход ценителей искусства, был бы неправилен, потому что его целью не были «звучно-прекрасные стихи». Дело не в том, что тут мало искусства, а в том, что оно играет подчиненную роль. Как сказано в одном его стихотворении: «Не зовите стихами мои исступленные строчки,/Ведь стихи сочиняют поэты в домашней тиши,/Я же руки просунул сквозь прутья своей одиночки/И зову вас на помощь великою болью души». Для самого Блаженного все эти сюжеты и картины были не фигурами речи и воображения, а попросту реальностью. Для этой реальности поэзия служит только внешним носителем, оболочкой. У Блаженного зазор между содержанием и формой тонок, почти невидим, но тем не менее так же непреодолим, как между словами и музыкой баптистского гимна, где благочестивые тексты положены на мелодии популярных песен.
        Мы привыкли слова «визионерство», «подлинный опыт», «глубокие пласты психики» применительно к поэзии произносить как похвалу, и, наоборот — слова «всего лишь литература» мы говорим в осуждение. Но чтение стихов Блаженного напоминает нам об одной простой вещи: и визионерство, и подлинность, и глубина, и вообще «нелитературность» нам нужны только как эффекты самой литературы, как расширение ее границ. А когда в стихах мы действительно встречаем голую чужую психику, не косвенные признаки ее присутствия, не сдвиги и мерцание традиционных клише, а ее саму — то нам делается нехорошо. Нехорошо оттого, что и мертвых детей-зайчат, и душу-кошку, и мертвецов с сухими пальцами на сухих губах Блаженный не придумал, а увидел — оттого, что это не игра слов и воображения, а подлинный опыт. Этот опыт тягостен для нас не своей мучительностью, а своей подлинностью, в нем нет той невесомой, ненасильственной условности, которая собственно и делает искусство такой драгоценной — незаменимой — вещью.
        Читать эти стихи тягостно, а не знать их было бы обидно — и потому хочется воображать стихи Блаженного стихами какого-нибудь литературного персонажа — «Школы для дураков» Саши Соколова или «Истории моего современника» Короленко, — чтобы их облекала какая-то обволакивающая, обезвреживающая их ткань чужого искусства. Может быть, с течением времени ее смогут образовать тексты, написанные с учетом стихов Блаженного, вслед за ними и поверх них.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт
13.01.2018
О книге Михаила Айзенберга «Справки и танцы»
Лев Оборин
13.01.2018
О книге: Михаил Айзенберг. Справки и танцы. – М.: Новое издательство, 2015
Алексей Конаков

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service