Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Челноки-волшебники
М. Галина. Гиви и Шендерович: Роман. — Иерусалим – М.: Гешарим, Мосты культуры, 2004.

14.10.2007
        Хороший застенчивый человек Гиви Месопотамишвили, бухгалтер при питерском пароходстве, проводя отпуск в Одессе, встречает некоего Мишу Шендеровича, – встречает себе на беду, ибо коварно опоенный новым знакомым просыпается на корабле, плывущем в Турцию. Ко всему прочему Шендерович выдает Гиви за своего не вовремя пропавшего товарища по челночному бизнесу...
        Такова экспозиция нового романа Марии Галиной, без затей, в традиции авантюрного романа, названного по именам главных героев. А дальше события мало-помалу приобретают все более гротескно-нереальный характер. Пересказывать их представляется бессмысленным (хотя это теоретически возможно), ибо жаль отнимать у будущего читателя столь редкое в современной качественной прозе удовольствие не только от стиля, но и от интриги.
        Московско-одесский поэт, прозаик, критик Мария Галина давно уже весьма нетривиальным образом балансирует между элитарной литературой и фантастикой, каковую кое-кто до сих пор определяет по ведомству массовой словесности. Причем «чистая» научная фантастика Галиной (например, «Волчья звезда» или «Глядящие из темноты»; второй из романов вышел под псевдонимом «Максим Голицын») вполне интеллектуальна, построена на весьма тонких историко-культурных допущениях, иронические же фантасмагории ее («Покрывало для Аваддона», например), хоть и могут быть поименованы «элитарной» прозой, вполне «читабельны» и занимательны.
        Один из секретов такого удачного сочетания разных методов письма – мастерская работа Галиной с прямой речью. Речевое поведение персонажей не подавляет сюжет, напротив, сюжет вырастает из диалогов и монологов. Отдельно следует отметить вставные новеллы, парадоксальные и самоценные. Эти качества, вообще характерные для галинской прозы (и, что не лишено парадоксальности, в некотором смысле даже для стихов), в новой книге достигают невиданных масштабов.
        Во многом это связано с избранным писательницей материалом. Восток, причем лишь отчасти реальный: современная Турция довольно быстро сменяется мифологическим Ирамом. Текст в тексте, непредсказуемые перемены статуса героев, наконец, многокрасочная витиеватая риторика – все эти радости в духе «Тысячи и одной ночи» изящно отрефлектированы Галиной, иронизированы – но от этого приобретают большую убедительность, нежели при обычной стилизации.
        Главный прием Галиной – остранение исторического либо мифологического (но в любом случае экзотического) материала с помощью фигуры нашего рационального современника – не нов: классический образец такой работы находим еще в фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», и примеры можно множить. Представляется, однако, что писательница нашла неожиданный и тонкий вариант подобной ситуации: Шендерович, Гиви и спутница их Алка, рассматривая волшебную реальность сквозь собственное прагматическое мироощущение, постепенно проникаются им, капитулируют, готовы не просто играть по данным им правилам, но и принять их за единственно возможную реальность. Тонкий слой рационального сознания прикрывает сознание мифическое, более сильное...


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт
13.01.2018
О книге Михаила Айзенберга «Справки и танцы»
Лев Оборин
13.01.2018
О книге: Михаил Айзенберг. Справки и танцы. – М.: Новое издательство, 2015
Алексей Конаков
13.01.2018
Евгения Вежлян

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service