Владимир Лорченков. «Дом с двумя куполами». Рассказ. «Новый мир», 2002, № 4.
Первые ассоциации, вызываемые «Домом с двумя куполами», связаны с фильмами Э.Кустурицы и романами М.Павича: Лорченков живописует яркий южный мир, где реальное и запредельное, сны и небытие перепутаны, сплетены в разноцветный клубок. История цыгана Этейлы, построившего дом с жестяной крышей, потому что на серебряную не хватило денег, а потом и его деда, из могилы рассказывающего байки и притчи, выдержана в духе модного фантастического реализма. Однако «мистическое» здесь не самоцель, Лорченкову важно создать модель мифологического сознания. Вообще, это круто - опубликовать рассказ в главном журнале страны, когда тебе всего 23 года. Несмотря на то что рассказ кишиневского журналиста Владимира Лорченкова - и медитация, и стилизация, никакого особенного внутреннего сопротивления при чтении этого небольшого, но тем не менее масштабного текста, с глубоким эпическим дыханием, не возникает. Соразмерность всех его составляющих - вот что делает «Дом с двумя куполами» произведением цельным и зрелым. А главное - совершенно очевидно, что все эти стилистические прибамбасы (тягучий, поэтический ритм, медленно кружащие лейтмотивы, второстепенные, казалось бы, детали, неожиданно выходящие на первый план) служебны, они подчинены серьезному авторскому намерению - создать объемный и многомерный мир цыганского местечка. Для Лорченкова душа Эйтелы, в которой мертвые живут наравне с живыми, а возлюбленная просит лунного жемчуга и солнечной пыли, - не головная вымороченная конструкция, не дань экзотике и не рецидив ориентальной прозы, это - результат наблюдений за окружающей действительностью: Молдавия, южный колорит, все дела... Жалко, если бы такой интересный рассказ оказался случайностью. Но недавно Владимир Лорченков закончил и вывесил в сети свою новую повесть «Поместье сумасшедших», где достаточно продолжительное повествование ведется в двух временных пластах. Во-первых, в военном прошлом, где сумасшедшие спасаются от расстрела, выдавая себя за бродячую театральную труппу, и - во-вторых, в настоящем, где описываются будни ежедневной газеты и нынешние журналисты, в судьбах которых возникают звоночки из прошлого. Объемное «Поместье сумасшедших» менее совершенно, чем короткий рассказ, опубликованный «Новым миром»: большая форма дается Лорченкову с трудом, автор слишком крепко держится симметричности фабулы, отчего сюжет оказывается несколько выхолощенным. Однако радует стремление Владимира Лорченкова выйти из внутриутробного периода стилистических экспериментов на дорогу большей адекватности нынешней литературной ситуации.
|