Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Иван Ахметьев

17.06.2008
        В одной старой моей статье была страничка, посвященная Ивану Ахметьеву. Перечитав ее, я понял, что по крайней мере с двумя наблюдениями могу согласиться и сейчас:
        что художественное открытие Ахметьева в чем-то сходно с открытием господина Журдена: тот обнаружил однажды, что разговаривает прозой, а Ахметьев обнаружил, что разговаривает поэзией. То есть, что обыденная речь имеет второй – чисто художественный план;
        что основной художественный метод Ахметьева сродни метонимии: природа целого выявляется по структуре фрагмента.

        Последнее замечание мне в любом случае пришлось бы повторить, потому что оно еще и указатель в нужном направлении: от частного к общему. Потому что – прошло время, а время это что-то вроде расстояния: ты оказываешься в другом месте и тебе интересны другие вещи. Интересно не «как сделано», а «что делается»: работу какого рода совершает данный автор; что побуждает его к этой работе. Или: откуда он говорит, где источник его голоса.

        Думая об Ахметьеве в таких категориях, можно заметить за его деятельностью одно ощущение (лично мне очень близкое):
        что самое подлинное высказывание – не то, которое ты сам выстраиваешь, но то, которое уже существует помимо тебя, – оно как бы висит в воздухе. Это, собственно, и есть высказывание воздуха, его свидетельство. («Этот воздух пусть будет свидетелем…».) Оно почти произнесено, но его невероятно трудно услышать. И главная задача – именно в этом.

        Есть поэзия твердой и поэзия мягкой словесной ткани. Поэзия Ахметьева – безусловно мягкая. Слова мягко собираются, зыбко обозначаются внутри какой-то общей глубокой паузы. Кажется, что не слова, не фразы создают вокруг себя зону молчания, как свое необходимое продолжение, а наоборот: именно молчание является здесь основной и вне-словесной тканью. И уже эта ткань временами как бы морщится словами, обозначая свою внутреннюю форму.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service