АБС значит «абсолют»

Михаил Боде
Ex Libris, 09.04.2009
Досье: Павел Жагун
        Павел Жагун. Алая буква скорости: Книга стихотворений. — СПб.: Издательство Пушкинского фонда. 2009. — 196 с.
        Двумя внешне противоположными свойствами лирика Павла Жагуна определяется, ими не исчерпываясь. Первое видно-слышно сразу: перед нами surround poetry с деликатно нюансированной просодией. «Эмбиент!» — уточнил бы тот, кто знает автора еще и как продюсера и музыканта-электронщика со сценическим псевдонимом Piezo. Однако, и вот второе свойство, движима эта поэзия умопомрачительной динамикой синтаксиса, тангенциональными образами — стремительными, броскими, пластичными. В метрической организации — та же легкость: за верлибром следует анапест, мелькают кое-где логаэды. Ни тени щегольства: метаморфозы служат одной цели — поймать движения «тени несуществующего».
        Чем-то Жагун сродни Николаю Звягинцеву, чем-то — Константину Кедрову, чем-то — вообще Полю Элюару, а всем троим — верой в тотальность образа, его способность, просочившись в картину мира, обнаруживать подлинный смысл вещей.
        Сквозь книгу одна за другой летят метаболы (здесь термин Михаила Эпштейна как нельзя более уместен), трассируя, по касательной, бьют в мировой колокол Гаусса, и вероятности, числа им нет, отливаются ровным звоном. Звон плывет, «багровеют соборы-свеклы», и в сгущающейся тьме возможностей с мягким треском вспыхивает аэроглиф — алая буква скорости, гегельянский дорожный знак на пути из инобытия — на пути к абсолюту.
        Бегущая строка сознания. Мало того что автор — человек-оркестр, он еще и человек-театр, только на месте печального Пьеро у него внутренний Пьезо — тот, кто высекает искры из языковой породы. На обложке, наверное, тоже Пьезо. Совсем как у Макса Эрнста — его Лоплоп.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service