О книге Анастасии Романовой «Большой соблазн»
Книжная полка Данилы Давыдова

Данила Давыдов
«Новый мир»
2007, № 11
Досье: Анастасия Романова
Анастасия Романова. Большой соблазн. Третья книга стихов. М., АРГО-РИСК; «Книжное обозрение», 2007, 64 стр. («Поколение», вып. 19).


        Третья книга (первые две: «Распутье. Самшиты. Осока», М., «Э.РА», 2001, и «Варварские земли», Севастополь — М., «Товарищество Знакъ»; ИД «Юность», 2005) молодого московско-крымского поэта (да-да, по-ахматовски избегаю слова «поэтесса»), постоянного автора сетевых ресурсов «Периферия» (временно не функционирует) и «Кастоправда» www.kastopravda.ru, наследующих поэтике и мировоззрению легендарного альманаха начала 90-х «Твердый знак». Наследование не только неподцензурной словесности, но и, не в меньшей степени, Системе, сообществу неформалов и обитателей субкультурных миров, является для Романовой не столько способом саморасположения на карте культуры, сколько самим типом существования, который хотя и подвергается авторскому художественному исследованию, но в конечном счете не требует доказательств. Вера сосуществует здесь со Свободой, встроенность в русскую традицию не мешает самым экстравагантным выходам за ее пределы, жесткость и радикализм высказывания, отказ от навязанных социумом формальностей не превращаются в цинизм:

                не перуны и не пираньи силы,
                сластолюбцы и мясоеды
                на горгоньем пиру огни гасили,
                кости складывали до победы...

                .................................

                посмотри, как высок этот холм:
                дети носятся с визгами, сигают зайцы,

            распалённые парочки прогуливаются пешком,
            в траве любовью залётные занимаются

            ......................................................

            когда ветер гибкий и сестра его твердолюбо
            сверхголосисто духам кажут молящегося на коленях,
            холм стоит обращённый в слух: чужие сухие губы
            говорят о спасеньи

        Не эскапизм, но выход в пространство вольного существования, понимание культуры как простора, а не системы символов находят у Романовой разнообразные формы выражения: от проблематизации поколенческого самосознания до метафоры автостопа как духовного пути. Причем это не поэзия исключительной тематизации: для Романовой сообщение важно, но необыкновенно важен и сам строй стиха (в ее репертуаре — и силлаботоника, и тоника, и раёшный стих, и верлибр): языковая игра, смещение ритма, порою образующая непрерывную цепь фонетических переходов, однако в других случаях — и максимальная четкость, выстроенность говоримого в подчеркнуто членимый ряд синтагм.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service